Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

ХРОНОГРАФ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ «ИСТОРИЯ ВЕНГЕРОВСКОГО РАЙОНА»: РЭУ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ОБСКОГО ПАРОХОДСТВА

 В 1949 г. в районе был создан ремонтно – эксплуатационный участок (РЭУ) речного транспорта Обского пароходства.

До 1949 г. сплав леса осуществлялся хаотично и по большей части россыпью, что создавало заторы на реках.

С 1950 г. участок стал заниматься перевозками. Контора ремонтно – эксплуатационного участка речного транспорта располагалась по ул. Барбашова. На балансе организации числилось 4 единицы транспорта самоходного флота, 15 единиц транспорта несамоходного флота.

Для малых рек Сибири строились в больших количествах мелкосидящие буксиры – теплоходы мощностью от 150 до 300 л.с. Строительство грузовых самоходных судов этого типа осуществлялось на Тюменском и Сретенском судостроительных заводах.

Самоходные грузовые суда обеспечивали более быструю (почти в 2 раза) доставку грузов, чем в баржах за тягой. Однако история грузовых перевозок на малых реках связана прежде всего с баржами – несамоходным речным транспортом. Основным их преимуществом было то, что баржи просты и недороги в эксплуатации.

Протяженность эксплуатируемый реки Тартас в 1950 г. составляла 360 км. По ней преимущественно перевозили хлеб.

В 50-х годах в Венгерово функционировала судоремонтная мастерская. В 1958-1959 гг. на которой трудились 25 человек.

Уже в 1960 г. на участке речного флота числилось 10 единиц самоходного флота, 27 единиц несамоходного сухогрузного флота, 9 единиц несамоходного нефтеналивного флота. За навигацию 1960 г. было пройдено 3 262 000 т/км, а в 1950 г. -200 000 т/км.

В период весеннего половодья, в результате размыва и разрушения берегов, происходило массовое обрушение деревьев в русло реки и засорение ими судового хода при спаде воды в реке. Дноочистительные работы проводились после спада половодья с помощью самоходных карчекранов, которых в 1960 г. имелось в наличии три. Обнаруженные карчи, топляки с их помощью извлекались и укладывались на незатопляемый берег. Учитывая то что реки Тартас и Омь неглубокие, также проводились землечерпательные (дноуглубительные) работы с помощью трех землесосов (земснарядов) ПЗУ – 45, имеющихся в РЭУ в 1960 г. Эти работы были направлены на поддержание заданных габаритов судовых ходов и улучшения судоходных условий. Жильем для экипажа земснаряда служило несамоходное судно – брандвахта.

Ремонтно-эксплуатационный участок с. Венгерово обслуживал не только Венгеровский район, но и Северный, Куйбышевский, Усть-Таркский, Татарский.

 

Информация из книги «Наш Венгеровский край: история и люди», фото из электронной базы МБУК «ВКМ» (1 фото - Паром через реку Тартас, 1957 год; 2 фото - Погрузка парома через реку Тартас, с. Венгерово, 1957 год. 4-я дистанция 466 ДЭУ)

 

© Венгеровский музей 2024