Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

ХРОНОГРАФ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ «ИСТОРИЯ ВЕНГЕРОВСКОГО РАЙОНА»: М.С. ВОЛКОВ – МОРЯК С «АВРОРЫ»

В фондах нашего музея хранится газета Советская Сибирь от 14 июля 1957 года, где напечатана статья Г. Поливина  Моряк с "Авроры". И мы предлагаем вам познакомится с этим материалом. 

"Несколько лет назад в Венгеровском райкоме партии можно было каждый вечер видеть пожилого невысокого человека. К концу дня он приходил в райком. Внимательно осматривал кабинеты, проверял, закрыты ли они, затем заходил в приемную.

В зимние вечера редко кто долго засиживался в райкоме. Одни шли в кино, другие на собрания, третьи готовились к очередным зачетам в партийной школе. И на все большое, двухэтажное помещение оставались двое: дежурный - обычно активист какой-либо первичной партийной организации и Михаил Сергеевич Волков.

 Многие в районе знали этого пожилого человека. Ведь еще тридесятка лет назад он был здесь одним из организаторов партийной ячейки, потом первым председателем колхоза, работал в потребительской кооперации, маслодельной промышленности.

И вот однажды он пришел в райком к первому секретарю.

- Прошу помочь. Годы подошли. Работать становится трудно. Но не могу без коллектива, без партии. Хоть сторожем в райком возьмите, буду партийным духом дышать. Ведь я с 1915 года в партии и дня без нее не могу.

Так и остался Михаил Сергеевич Волков в райкоме. Вечерами он устраивался поудобней и, водрузив на нос очки, читал. Читал Волков много. Михаила Сергеевича живо интересовали события за рубежами нашей Родины. Вместе со всеми радовался победам советского народа в строительстве коммунизма. И это понятно: Михаил Сергеевич был одним из тех, кто с оружием в руках боролся за Советскую власть, служил на корабле, выстрел которого в октябре 1917 года возвестил о начале новой эры, эры Великой Октябрьской социалистической революции…

…Есть в Горьковской области село Кечасово. В 1885 году у батрака Сергея Волкова родился сын Михаил. В семье он был седьмым. Сергей Волков от зари до зари трудился у помещика - отставного генерала Плутченко. Не рады были Волкова появлению сына. Чем накормить, во что одеть, обуть шесть старших детей, - постоянно думали родители.

И пришлось Михаилу самому с пяти лет кормить себя - ходить по миру, позднее его послали к помещику. Сперва пас гусей, потом свиней.

К 17 годам Михаил самоучкой постиг грамоту и уже сам читал книги. Попадали изредка и большевистские прокламации, которые доставлял село политический ссыльный фельдшер Николай Клементьевич. У юноши на все открывались глаза.

вскоре ему удалось устроиться на пароход, что совершал рейсы по Каспийскому морю. Приходилось быть и матросом, и кочегаром, и рулевым.В 1908 году Михаила Волкова призывали на царскую службу. Парень он в ту пору был здоровый, смышленый, и его направили во флот.

Первую зиму обучали строевому делу, а потом послали в машинное отделение. На канонерских лодках ходили в Средиземное море. В 1912 году, после окончания службы, Волкова демобилизовали. Но он уже больше не вернулся в родные места. Уехал в Баку и поступил на пароход «Линберг». Пришла первая мировая война. И Волков вновь надевает матросский бушлат. Его направили в Черноморский флот. Тут к тому времени была очень сильная большевистская организация.

В марте пятнадцатого года на корабль принесли революционную прокламацию, в ней говорилось о целях империалистической войны, о том, что эту захватническую бойню, обогащающую капиталистов, надо превратить в войну гражданскую. Но где прочитать ее? И решили незаметно от офицеров собраться в кубрике. Чтобы не было подозрений, взяли правительственную газету, расселись в кружок и стали читать большевистскую листовку. Перед каждым поставили по кружке с чаем. У одного матроса была гармонь. Среди этой группы находился и Михаил Сергеевич Волков.

Вдруг матросы увидели, что к ним идет офицер. Что делать? Если обнаружит запретный листок, - тюрьма, каторга. Недолго думая, Волков схватил прокламацию и… в рот. С трудом проглотив листок, он спокойно запил его чаем. Так офицер и ушел ни с чем.

Вскоре Волкова списали на корабль «Чесма», стоявший во Владивостоке. Полсвета прошел на «Чесме» Михаил Волков. В разных странах видел он разных людей. Не понимал их языка. Но понял одно:рабочие люди, так же как и в России, не хотят войны.

Февральская революция застала Волкова в Мурманске. Весть о свержении царя быстро облетела корабли. 28 февраля вся команда вышла на поверку. Раздалась команда:

- На молитву, фуражки снять!

Но никто не подчинился. Командир флагманского корабля зачитал перед строем телеграмму об отречении Николая. Голос его дрожал, он заикался.В команде послышался смех.

- Что, жалко «царя-батюшку»? Заикаться начал.

Крики «ура!» потрясли палубу, когда закончилось чтение телеграммы.

Тут же состоялся митинг. Офицерам предложили сдать оружие. Набрали судовой комитет. В него вошел и Михаил Сергеевич Волков. Судовой комитет всю власть на корабле взял в свои руки. Корабль поддерживал постоянную связь с Кронштадтом.

В августе 1917 года Волкова, как активного участника революции, красногвардейца, списали на «Аврору». Комиссаром корабля был в то время Александр Белышев.

На корабль часто приезжали представители Центрального Комитета большевистской партии.К тому времени вся команда уже была большевистская.

Партия большевиков готовилась к социалистической революции. В ночь на 25 октября 1917 года крейсер «Аврора» стоял у франко-русского судостроительного завода.

Военно-революционный комитет дал приказ перевести корабль к Николаевскому мосту. Комиссар крейсера и председатель матросского судового комитета Александр Белышев прошел к командиру крейсера,старшему лейтенанту Эриксону и предложил немедленно выполнить приказ Военно-революционного комитета.

Тот запротестовал.

- Мы сядем на мель. Не позволяет фарватер.

Команда не согласилась с Эриксоном. Матросы решили сами промерить глубину Невы. Старшина рулевых не сигнальщиков Сергей Захаров сел в шлюпку и, презирая опасность (кругом несли охрану юнкера), сделал это. Фарватер оказался проходимым. Крейсер вовремя прибыл к месту назначения.

Ровно в 12 ночи раздался исторические выстрел «Авроры» - первый салют, возвестившей о рождении нового мира. Поэтому сигналу революционные полки двинулись на штурм Зимнего дворца. По всему городу шли новый и новый части.

К Александру Белышева обратилась группа матросов:

- Хотим идти в десант. Хотим штурмовать бастионы Временного правительства.

Но комиссар разъяснил, что высший долг команды сейчас - быть в готовности, каждому стоять на месте, определенном боевым расписанием… На вахте в машинном отделении стоял Михаил Сергеевич Волков – большевик. Сбылась его мечта, взлелеянная еще в детстве. Отныне земля принадлежала не помещикам, а тем, кто ее обрабатывал.

… Долги зимние сибирские ночи. Часто, оставшись в райкоме один, Волков в мечтах переносился в то далекое время, когда он вместе с миллионами рабочих и крестьян, ведомых Лениным, коммунистической партией, шел на штурм капитализма. Один за другим перед старым человеком вставали эпизоды боевое революционной жизни.

В декабре 1917 года Волкова свалил тиф. Он вернулся на родину. Там вместе с другими демобилизованными создал партийную организацию, комитет бедноты. Кулаки в штыки встречали всякое мероприятия молодой Советской республики, а местами оказывали сопротивление. Запугивали сельский актив.Пришлось создавать боевую дружину.

Торгашами и кулакам Якову Куликову, Николаю Кривошеву не нравились новые порядки. Пришел конец их владычеству. А мироеды имели по 50-60 десятин земли, лавки«с красным товаром», каменные дома, огромный пасеки.

И не раз Волков слышал угрозы.

- Привяжем мы этого большевика к мельничному крылу, всю семью уничтожим.

У кулаков была причина мстить Волкову: по заданию уездного исполкома у них он реквизировал для армии продовольствие, брал лошадей.

В Кечасовской волости Сергеевского уезда хорошо знали этого невысокого, но крепко сложенного человека. День и ночь ездил он по уезду. Отправлял он коммунистов-добровольцев на фронт. Потом и сам ушел в красный флот. Михаил Сергеевич был назначен старшим машинистом на корабль «Зарница».

Вскоре его по болезни его списали с корабля. И опять - части особого назначения (ЧОН), борьба с дезертирством, советская работа. В 1925 году Михаила Сергеевича направляют в Сибирь. Собрав свои немудреныепожитки, направился он женой Аксиньей Александровной, маленьким сыном Александром и дочерью Анной в дальний путь.

Здесь, в селе Туруновке Венгеровского района, его выбрали председателем сельского совета. В 1929 году он организовал в селе машинное товарищество, затем оно стало кооперативом «Большевик».

В памяти Волкова – первые дни коллективизации. Был такой случай. Однажды кулаки подбили своих прихвостней, чтобы они забрали семена из артельного амбара, а ключи от него находились у Михаила Сергеевича.

- Убьем, заберем хлеб, - кричали разъяренные подкулачники.

Волков вытащил наган.

- Без пяти провожатых на тот свет не уйду. Помните это.

Но вскоре подоспели комсомольцы, работники милиции. Провокация не удалась.

Всюду, где партии нужно было иметь верного человека, она посылала туда своего бойца Михаила Сергеевича Волкова.

И сейчас, в канун сороковой годовщины Октября, Михаил Сергеевич с гордостью говорит:

- Я- рядовой член партии великого Ленина. И если бы мне сказали, что можно человеку дать еще одну жизнь, я ее также посвятил бы борьбе за дело коммунизма.

Все, за что мы боролись, отдавали свои молодые силы, дало дружные всходы. Нет у нас помещиков и капиталистов, расцвела жизнь, начало который возвестил залп «Авроры». "

 

Информация и фото из фондов МБУК «ВКМ»

© Венгеровский музей 2024