ХРОНОГРАФ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ «ИСТОРИЯ ВЕНГЕРОВСКОГО РАЙОНА»: ПРОМЫСЛЫ НА БОЛЬШОМ МОСКОВСКОМ ТРАКТЕ
Строительство Большого Московского (Сибирского) тракта началось в 30-е годы XVIII века по указу Сената. Жизнь дороги обеспечивалась трудом крестьян, живущих в сёлах, расположенных по линии тракта. Хозяйство, быт, классовые отношения зависели от функционирования дороги.
Перевозки товаров внутрисибирской и китайской торговли породили ряд промыслов:
Корчемство – незаконное производство и продажа водки и других спиртных напитков. Нажива для хозяина и распространение интенсивного пьянства, особенно среди ямщиков всех видов извоза.
Товарное движение породило еще один особый промысел, так называемых «чаерезов». Этот промысел считался настолько доходным, что были села, сплошь занимавшиеся этим делом. В зимние темные ночи, закутавшись в белые простыни, «чаерезы» ложились в придорожные сугробы и ждали обоз. Завидя его, вскакивали, валились в розвальни (сани), срезали несколько мешков (мест) чаю или тюков мануфактуры. Добычу продавали специальным скупщикам – купцам.
Вот яркий пример, как сложилось к концу XIXвека капиталистическое хозяйство Д.С. Кочугова. Он имел собственный торговый оптовый магазин. В фондах музея хранится любопытный документ (фотокопия) – счет из его магазина. На бланке, отпечатанном в типографии г. Иркутска в красивых виньетках в виде штампов, значится: «Торговля мануфактурными, галантерейными, бакалейными товарами. Чаем и сахаром» и «Постоянная торговля в с. Спасском Каинского округа». Любопытны источники этих товаров: прежде всего скупка у «чаерезов» и, кроме того, поставка их собственной «командой чаерезов». В памяти старожилов села бытовала легенда о том, как эта «команда» ограбила его собственный обоз: «Является с «промысла» команда, сдает «улов» и отправляется на отдых. Следом подъезжают обозники, приказчик докладывает: «Дмитрий Семенович, срезали у нас столько – то мест чая, столько – то тюков мануфактуры». Хозяин, сообразив, что это дело рук его «команды», вызывает «чаерезов»: «Вы что, не знаете мой букет?» Выясняется, что порошил снежок и трудно было разобрать масти лошадей, а дело спешное.
Дворничество (т.е. содержание постоялых дворов) – это предоставление помещений для отдыха людей, лошадей, столовничество, фураж, ремонт транспорта, сбруи и прочее. Постоялые дворы являлись удобными пунктами сбыта сельскохозяйственных продуктов для местных и окрестных жителей. На тракте постоялые дворы обозначались клоком сена на шесте у ворот. Те дворы, где постоянно останавливались обозы, отличались обширностью надворных строений, навесов и величиной самих дворов. Содержатели постоялых дворов имели хорошие устроенные дома, обычно двухэтажные. Специально устроенные постоялые дворы снабжались необходимыми постройками для удобного расположения проходящих обозов. Ямщикам отводилась просторная изба, лошади и товарные возы помещались под навесами. Сам двор часто устилался деревянным помостом. Для хранения запасов овса и сена строились отдельные амбары и сеновалы. Некоторые дворники имели лавки. Хозяева – подрядчики или «объездные» помещались обычно отдельно от возчиков и обильно угощались бесплатно. Дворник при этом рассчитывал, что довольный угощением хозяин будет сговорчивее относительно цены на овес и платы за постой. «Объездному» подавался «господский» обед и ужин с графином водки, а более ловкие дворники, чтобы заманить к себе «объездных», подавали им и «заграничные» вина. Возчики же получали на «выть» чай с «прикуской», стакан водки и обед из трех перемен, а при более продолжительных остановках чай предлагался два раза.
Главным источником дохода для дворников была продажа овса и сена. Что касается караула во время постоя, то он содержался самими возчиками, потому что дворники не брали на себя ответственность за сохранность товара.
При большом скоплении обозов часть едущих останавливалась у простых крестьян, при наличии у них сена и овса.
Таким образом становится понятным местное изречение: «Не пашня нас кормит, а большая дорога».
Информация из электронной базы МБУК «ВКМ», газеты «Ленинец» (статьи П.М. Пономаренко), книги О.Н. Катионова «Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII-XIX вв.» Фото копии счёта Д.С. Кочугова из постоянной экспозиции МБУК «ВКМ».