ХРОНОГРАФ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ «ИСТОРИЯ ВЕНГЕРОВСКОГО РАЙОНА»: Выстрел из пушки - ознаменование начала Пасхального Богослужения в Спасском
Казалось бы, ну что может быть интересного в церкви кроме икон, лампад и куполов? Но в нашей церкви, помимо этого, был еще один не менее занимательный предмет. Собственностью церкви была пушка. Она служила для стрельбы цветными ракетами в праздник Пасхи.
И вот какой случай произошел с этой самой пушкой. Это было первое вооруженное выступление Спасского партизанского отряда, произошедшее в июне 1919 года. Не закончив еще целиком формирование отряда, командование направило одно подразделение совместно с отрядом Белозерова на разрушение железной дороги и станции Озеро Карачи.
Старокарачинский купец Скроев, узнав о приближении партизан, бросился на станцию и по телефону предупредил колчаковцев. Навстречу партизанам прибыл карательный егерский отряд полковника Окунева, упредивший захват станции Озеро Карачи. Каратели имели 400 бойцов, вооруженных винтовками и 8-ю пулеметами, с неограниченным количеством боеприпасов. Безусловно, силы были слишком неравными, и партизаны, имеющие на вооружении десяток винтовок с несколькими патронами и охотничьи ружья, вынуждены были отступить сначала на с. Покровское, потом в направлении Туруновки.
Взвод бойцов Н. В. Сибирцева, направленный для прикрытия дороги на Спасское производил довольно необычное впечатление на жителей села. Бойцы сидели на лохматых крестьянских лошадях, кто «охлюпкой», кто в седлах от примитивных до кавалерийских военного образца. Одежда бойцов была разных расцветок, покроя и фасона: от домотканых шабуров и зипунов до военных гимнастерок и брюк цвета хаки. На головах – простые бараньи шапки, военные фуражки. Но при этом у всех красовались ярко-красные банты на груди или красные ленты на головных уборах. В руках – поднятые кверху, похожие на медвежьи рогатины крестообразные железные пики на березовых древках, у некоторых за плечами охотничьи ружья.
«Шабурники! Шабурники!», – хихикали исподтишка некоторые Спасские недоброжелатели.
А позади взвода на телеге, запряженной бойкой лошаденкой – пушка.
Взвод развернулся в боевой порядок на высокой гриве перед Красносельском, так как противник уже занял это село. Здесь пушка сделала свой первый и единственный выстрел по белым. Её зарядили дымным охотничьим порохом, а в качестве снаряда использовали нарубленное в виде картечи железо. Пушкарь (имя его неизвестно), очевидно, не рассчитал величину заряда, и орудие разорвало. Но взрыв был такой силы, поднял столько пыли и дыма, что каратели решили, что у партизан артиллерийское орудие, и немедленно отступили, очистив Красносельск, – у них-то артиллерии не было. Так, пушка, до этого «приветствующая» Христа, сыграла на руку партизанам.