Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 48
Отчий край
П. Пономаренко
Шаги в будущее
(Продолжение. Начало в № 18, 27, 33)
Многообразие повседневной жизни того времени, конечно, не ограничивалось рамками одной коллективизации. Едиными звеньями исторического процесса было много явлений, ускоряющих или замедляющих ход развития. За 1928 год партийные ячейки Спасского района приняли 49 человек: 1 рабочих, 3 батраков, 26 бедняков, 12 середняков, 3 служащих и одного кустаря. В результате, некоторые ячейки, например, Старо-Тартасская и Кругленская, выросли вдвое. Не случайно на 13 районной партийной конференции (июнь 1929 г.) выступление члена ВКП (б) т. Ильича, делегата от колхоза «Серп и Молот» (Старый Тартасс), самого крупного в районе, было встречено с большим одобрением: «Колхоз растет и есть успехи. Имеется тяга в колхоз со стороны бедняков и середняков. Организовали работу с женщинами, коллективный огород. Сняли все иконы в домах для освобождения от церковного дурмана, идет быстрыми темпами ломка старого быта».
XVIпартийная конференция ВКП (б) (апрель 1929 г.) постановила провести генеральную чистку и проверку членов и кандидатов партии. На местах развернулась подготовительная работа. Привлечены были батрацко-бедняцкие и даже середняцкие массы деревни. Таким образом проверялась боеспособность сельских партячеек, связь их и отдельных коммунистов с трудящимися, авторитет и способность проводить генеральную линию партии. На собраниях с участием беспартийных так и ставился вопрос «О генеральной чистке партии и участие в ней батрацко-бедняцких масс».
2 мая 1929 года партячейка д. Игнатьевки (3 члена и 5 кандидатов) созвал батрацко-бедняцкое собрание. Присутствовало около 50 человек. Выступили коммунисты Кошелев и Данилов и 10 беспартийных. Они говорили о плюсах и минусах в работе ячейки. Коммунисты приняли активное участие в компании по выборам в сельские Советы и потребобщества, привлекли на свою сторону бедняков и середняков. В результате, все кулаки были лишены избирательных прав. В состав сельсовета от д. Игнатьеки вошли 4 депутата: 3 бедняка и середняков. То же самое в правлении сельпо. Но в ряде мероприятий не добились выполнения поставленных задач. На бедняцком собрании и расширенном заседании сельсовета решили самообложение провести на 25 процентов от сельхозналога, а на общем собрании крестьян принято только 15 процентов от сельхозналога, на общем собрании крестьян принято только 15 процентов. Секретарь ячейки т. Кошелев об’яснил:
- Беднота еще боится обижать зажиточных. Пойдёшь, мол, к нему за чем-нибудь, что он тогда скажет?
Были недочеты в проведении хлебо- и маслозаготовок.
На собрании подкулачники пытались опорочить некоторых коммунистов, но им этого не удалось. Записали в постановление: «Считать, партчистка проходит своевременно и что партия поступает правильно. Принять участие в проведении чистки, для чего подготовить обоснованный материал на отдельных членов ВКП (б) и передать их в комиссию по чистке».
При проведении собраний «Спасский райком ВКП (б) допускал и ошибки. В Шипицино на бедняцко-середняцкое собрание не пустили коммунистов, зато присутствовало много подкулачников и даже зажиточных крестьян. Не случайно против ряда членов ячейки были выдвинуты необоснованные обвинения, а члена ВКП (б) с 1920 года т. Воронова постановили исключить из рядов ВКП (б)?! За это райком был подвергнут жестокой критике в окружной газете: «Где это слыхано, чтобы партийную ячейку в целом лишить права участвовать на собрании. Собрание не было использовано в интересах партии, его использовала кучка лиц в своих интересах» («Барабинская деревня», 9 июля 1929 года).
Имели место факты извращения генеральной линии партии. В ноябре 1929 года Барабинский окружной комитет ВКП (б) постановил сменить советское и партийное руководство Меньшиковского района. Председатель РИК Епанчинцев и секретарь РК ВКП (б) Уточкин были привлечены к партийной ответственности.
- Руководители Меньшиковского района потеряли классовое чутье, - писала «Барабинская деревня» 15 ноября. – Вольготно жилось кулакам. В РИКе и сельсоветах сидели люди, которые всячески им способствовали, включительно до того, что освобождали их от индивидуальных обложений. В комиссию по выявлению явно кулацких хозяйств беднота и середнячество вовлечены не были, следствием этого явилось то, что значительная часть кулацких хозяйств от индивидуального обложения укрылась, политическая близорукость руководителей на селе привела к тому, что вместо твердых заданий кулакам по сдаче хлеба им дозволили участвовать в социалистическом соревновании. В ряде мест сорвалось самообложение…
Поэтому возможным стало и такое. В период перевыборов сельских Советов избирательная комиссия с. Воробьево лишила избирательных прав 38 середняков, в том числе демобилизованного из армии помощника ротного командира Василия Тельцова за то, «что отец его, по несознательности, когда-то высказывался против мероприятий Советской власти».
Но ростки социализма, ростки будущего настойчиво пробивали себе дорогу через толщу деревенского уклада. Впереди шагал спасский комсомол. В период социалистического месячника райком ВЛКСМ организовал выезд в район 12 бригад, которые вспахали 60 десятин паров беднякам и семьям красноармейцев, 20 десятин комитетам крестьянской взаимопомощи и 25 для общественного семенного фонда. Кроме того, комсомольцы провели 20 супряг, а комсомольцы-колхозники вспахали 500 десятин земли крестьянам-беднякам из прилегающих к колхозам деревень.
Этими ростками была контрактация скота и молодняка как внедрение планового начала в сельское хозяйство. Сбор задатка на тракторы в сумме 25 тысяч рублей по Спасскому району и 17500 рублей по Меньшиковскому Агитповозка Спасской школы колхозной молодежи (ШКМ). Учащиеся раз’езжали по району, раз’ясняли крестьянам закон о сельскохозяйственном налоге, значение мероприятий по повышению урожайности полей: снегозадержание, очистка семян, внедрения сортовых посевов и так далее, и тому подобное. А также подготовка кадров для будущих колхозов. Через краткосрочные курсы при ШКМ было пропущено 174 крестьянина-активиста.
И, наконец, главное – внедрение форм и методов социалистического соревнования в повседневной жизни деревни.
(Продолжение следует)
Информация из газеты «Ленинец» № 36 от 23 марта 1968 г., стр. 2,3