Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 44
Огромное политико-экономическое значение имели изменения в административно-территориальном делении Сибири. 25 мая 1925 года ВЦИК утвердил образование Сибирского края с центром в г. Новониколаевске (с 1926 г. Новосибирск), охватывающим территории губерний Алтайской, Енисейской, Иркутской, Новониколаевской, Омской и автономной Ойротской области (теперь Горно-Алтайская автономная область). Вместо губерний и уездов, которые прекратили существование с 1 октября 1925 года, были образованы округа, в том числе Барабинский из территорий уездов Тартасского Омской губернии и Барабинского Новониколаевской.
Старая система административно-территориального деления была пророждением помещичьего государства и служила его целям. Существовавшие волости, маломощные по территории и количеству населения, являлись тормозом для культурного и хозяйственного развития. Вместо волостей были созданы районы в Барабинском округе 17, в том числе два района Спасский и Меньшиковский, составивших в последующем территорию теперешнего Венгеровского района. Таким образом, создались более благоприятные условия для быстрого культурного и экономического развития, лучшего использования местных природных богатств.
Большой размах получило народное образование. Если до революции на территории нашего района было только 26 школ, на которых 12 школ с однолетним сроком обучения, то уже в 1926 году работало 48 начальных школ I ступени с трехлетним сроком обучения и 2 школы 2-й ступени (семилетка). Развернулось движение по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (ликбезы). Как говорили тогда, за парты сели «и стар и млад». Активно действовали ячейки ОДН (общества долой неграмотность).
Насколько быстро шло школьное строительство, показывает факт: на 1 января 1931 года все населенные пункты района имели школы. Действовало 90 начальных со 143 учителями, 2 ШКМ (школ колхозной молодежи) с 9 педагогами и один совхозно-колхозный учебный комбинат с количеством учителей в 21 человек. Охват детей школьного возраста составил 94 процента. Из оставшихся 9664 человек неграмотного взрослого населения 4330 было охвачено учебой на курсах ликбезов.
Коренным образом изменилось и содержание учебы в школе. В старых школах, особенно церковно-приходских, главным предметом был «закон божий», церковно-славянский язык, а чтение, письмо и арифметика преподавались в таком объеме, чтобы ученик мог «бумагу прочесть и где надо – руку приложить».
В основу работы советской школы легло указание В.И. Ленина о соединении учебы с производительным трудом. Уже с 1-х классов ученикам прививались элементарные навыки и знания в практике сельскохозяйственного производства.
До советской власти «очагами культуры» для широких масс были церковь православная, римско-католический костел, старообрядческий «молитвенный дом».
В восстановительный период с 1923 года начался бурный рост учреждений новой советской культуры: народные дома (клубы), избы-читальни и библиотеки. Уже в 1931 году на территории Венгеровского района работало 14 клубов, 17 изб-читален, 2 общественные библиотеки, одна стационарная киноустановка и 5 кинопередвижек.
На всю Томскую губернию, занимающую территорию почти всей Западной Сибири, издавались незначительным тиражом газета «Сибирская жизнь» и с 1907 года журнал «Сибирское сельское хозяйство (сибирский земледелец и садовод)». В г. Каинске, на всю Барабу, с 1911 года выходил один-два раза в месяц в виде бюллетеня «Вестник Каинского общества молочного хозяйства», в 1913 году переименованный в «Каинский сельскохозяйственный вестник», а в 1914 году прекративший свое существование. Поэтому недоступность, а главное, почти сплошная неграмотность, были причиной того, что сибирские крестьяне не имели даже представление о газете.
Даже спасские мужики, жители культурного центра, каким считалось Спасское, пожалуй, впервые увидели газету в 1920 году, воспользовавшись многолетней подшивкой газет купца Шипицина, конфискованной вместе с имуществом. Это был клад для курильщиков. Завертывая цигарку из крепкого табака-самосада в обрывок «Сибирского вестника» или «Сибирской жизни», они, конечно, испытывали удовольствие, но отнюдь не духовное.
Известно, что В.И. Ленин и партия считали печать самым мощным идеологическим оружием по воспитанию масс. Поэтому изданию и распространению печати в массах придавалось большое значение. В 1928 году «Барабинская деревня». окружная газета, сообщает в корреспонденции от 30 марта: «В Спасском районе на каждые 3 двора приходится одна газета или журнал»,
В июле 1921 года в г. Омске состоялся второй Сибирский земельный съезд, принявший очень важное решение об организации агрономической, зоотехнической и ветеринарной помощи крестьянским хозяйствам. Съезд высказался за участковую форму такой помощи селу. С этого времени в сибирской деревне развертывается агрозоотехническая и ветеринарная пропаганда и конкретная помощь крестьянству. Лекции, беседы, устройство сельскохозяйственных выставок, кратковременные курсы и кружки и т.п.
В Спасском впервые агроучасток организован в 1923 году (теперь здание детяслей № 2 на ул. Ленина). В 1926 году их было уже 3, в с. Меньшиково (тогда райцентр Меньшиковского района) и с. Шипицино. «В с. Шипицино агроучасток проводит показательное кормление скота и попутно читает лекции о правильном ведении хозяйства. Курсантов записалось более 50 человек, среди них много женщин». («Барабинская деревня», апрель 1928 г.).
В Спасском построена ветлечебница на 5 мест для животных, с приемной и 4 служебными комнатами. В обиход сельскохозяйственной жизни стали входить понятия и внедряться в практику неведомые до сих пор силос, концентрированные корма, зяблевая вспашка, протравливание семян и т.д. Появились агрономы Л.К. Конопович, Е.Н. Мельников (теперь пенсионер, живет в с. Венгерово), зоотехник М.И. Голубков, проработавший в районе более 20 лет, ветеринарный врач Ляшкевич и ряд других специалистов сельского хозяйства.
В неподвижную в прошлом, веками устоявшуюся деревенскую жизнь все чаще и чаще вторгались явления, будоражившие ее до глубин.
В один из праздничных дней декабря 1925 года в Спасскую православную церковь собралась масса народа на антирелигиозный диспут по теме: «Есть ли бог?» Невиданное и неслыханное дело! Вступительное слово произнес заведующий политпросветотделом райисполкома Мамонов, предоставивший потом слово местному попу (священнику). И вот с амвона, с которого произносил проповеди от имени бога, поп вынужден был доказывать на основании священного писания, существует ли этот бог на самом деле? Вступает в спор комсомолия. Один за другим поднимаются Гоша Лакин (теперь ученый, кандидат биологических наук), Ваня Морозов, Костя Постаногов, знавший и изумительно декламировавший басни Демьяна Бедного, особенно антирелигиозные. Выступает еще ряд комсомольцев. Словесный бой продолжается более 4 часов. И характерно, что слушатели проявили исключительное внимание, не нарушая порядка собрания.
Антирелигиозная работа имела многообразные формы. Вот еще два примера. В д. Козловка в 1927 году открывается изба-читальня, назначен избач (зав. избой-читальней), а помещения нет. Сельский Совет добился на общем собрании граждан закрыть часовню (молельный дом) и отдать это помещение под избу-читальню. Но на часовне купол с крестом и колокол, такой внешний вид не подходит новому учреждению. Надо снять, но никто не берется. Тогда активисты сельсовета секретарь А. Козлов, мастер маслозавода В.Г. Ведомцев, члены Совета Брагин и Зарубин, избач П.М. Пономаренко и сам председатель Матвей Зарубин приводят бывшую часовню в надлежащий вид. Развертывается в Козловке большая, массовая культурно- и политико-просветительная работа, в том числе и антирелигиозная пропаганда.
В марте 1928 года в клубе с. Меньшиково впервые заговорило радио. Радиоприемник был куплен на добровольно собранные деньги. А 14 апреля в ночь под пасху, когда крестьяне окрестных деревень приехали в церковь «святить куличи», в клубе антирелигиозный вечер. Неслыханно! «Говорит Москва!» Полный клуб народа, а потом отзыв «В церкви мы даром бы простояли, а здесь прослушали Москву и картину посмотрели». В ту ночь многие куличи остались «неосвященными».
1929 год. По всей советской стране развертывается массовое социалистическое соревнование. Оно проникает во все уголки Сибири. Заключаются договора между районами Барабинского округа. Меньшиковский район отчитывается в августе с соревнующимся с ним Верх-Ичинским (вошел в состав Куйбышевского района НСО). «На 1 января было 5 товариществ по совместной обработке земли, стало 7».
Коллективные скотные дворы «строятся в 8 населенных пунктах, которые охватят 340 телят и 800 дойных коров». «В соревнование втянуты все населенные пункты». Коллектив учителей этого района вызвал на соревнование учителей соседнего Кыштовского района. Пункты соревнования разнообразны, в числе их и такой: «Во всех школах организовать ячейки ОДД (общество друг детей) и МОПР, взять шефство над политзаключенными одной тюрьмы в буржуазной стране».
В целом Сибкрай соревновался с Северо-Кавказским краем. В июле того года в Сибирь приехала северо-кавказская делегация, посетила она и Спасское. Летний день. Народ приветствует приезд делегации громким «Ура!». тут же на широкой улице возникает митинг. Трибуна – обыкновенный крестьянский ходок с коробком. На приветственное слово отвечает руководитель северокавказцев тов. Зелинский. Он передает привет от тружеников своего края, в его речи такие слова: «Мы приехали поучиться у сибиряков тому, что у нас плохо поставлено. Но мы также сибирякам передадим и то хорошее, чего мы достигли в работе у себя» и в заключение: «Соревнованием двух экономически мощных краевых единиц республики Советов мы еще больше укрепим хозяйственные позиции Советского Союза».
Вечером в клубе состоялся обмен мнениями обеих сторон. Особое впечатление произвело выступление чеченца Хачукаева, рассказавшего о своем народе, его прошлом и задачах, которые решает чеченский народ при Советской власти. Комсомолец П.И. Ганин от имени трудящихся района заверяет делегацию, что «сибирская корова и наш коллективный труд, которым охвачена почти вся беднота и часть середнячества, помогут нам выполнить социалистический договор». («Барабинская деревня» от 2 августа 1929 г.)
Так в многообразии повседневной жизни, в упорном труде и жестокой борьбе заканчивала барабинская деревня период, вошедший в историю СССР как восстановительный. А на горизонте все ярче и ярче просвечивал крутой поворот к еще неизведанному.
Информация из газеты «Ленинец» № 3 от 6 января 1968 г., стр. 2