Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 43
На подъеме
П.М. Пономаренко
(Продолжение. Нач. в № 151)
Началу создания советской сельскохозяйственной кооперации положил декрет ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 16 августа 1921 года. В последующем вопрос о кооперативном движении в деревне ставился на ХIII съезде партии (май 1924 года), четырнадцатой партконференции (апрель 1925 год) и XIV партсъезде (декабрь 1925 год). Вот какое большое значение партия и правительство придавали деревенской кооперации. 40 процентов крестьянских хозяйств Татарского уезда Омской губернии, куда входила территория Венгеровского района, была кооперирована уже на 1 июля 1924 года.
Потребительские общества (сельпо) основную задачу осуществляли в торговле, вытесняя частника (купца) из деревни. Торговля потребительскими товарами была одной из форм смычки города с деревней. Одновременно крестьянин вовлекался в активную политическую жизнь, участвуя на собраниях, конференциях общества, а также культурно-просветительных мероприятиях. По переписи 1926 года на территории нашего района действовали 20 лавок (магазинов) сельпо, обслуживающих все население.
Еще большее значение для крестьянина, как товаропроизводителя, имела молочная кооперация. Маслоартель, как форма кооперации, появилась еще до революции, как коллективный производитель и поставщик сливочного масла на внутренний и заграничный рынок. В 1902 году первая маслоартель на территории нашего района организовалась в с. 1-Сибирцево, а вообще в Барабе их возникновение относится к 1899 году. В 1907 году произошло объединение маслоартелей в союз маслодельных артелей всей Сибири, ликвидированный в 1920 году, так как в нем прочно засели эсеры, меньшевики и другие антисоветские элементы.
Возрожденные после декрета от 16 августа 1921 года советские маслоартели объединяли, в отличие от дореволюционных, преимущественно бедняцко-середняцкие слои деревни.
В 1923-24 годах широкое распространение получила кредитная кооперация. Этот вид тоже возник в дореволюционное время. В «списке населенных мест Томской губернии» за 1911 год находим «Спасское кредитное товарищество». Но и эта форма получила новое содержание. Кроме кредитования бедняцких и середняцких хозяйств кредитные товарищества снабжали крестьян сельскохозяйственными машинами и орудиями, высокосортными семенами. Уже с осени 1925 года они начали принимать от крестьян предварительные заказы на машины и орудия.
Вообще все виды кооперации направляли, пропагандировали и помогали крестьянам в постановке и рациональном ведении хозяйства.
С 1925 года своеобразной формой кооперации было сельское общество крестьянской взаимопомощи. Членами этого общества состояли, главным образом, бедняцкие и маломощные крестьянские хозяйства, вносившие паевые взносы. Для руководства на собраниях членов общества села или деревни избирался комитет (сокращенно селькрестком или сельККОВ – сельский комитет крестьянского общества взаимопомощи). Все они объединялись и руководились районными, окружными и краевыми комитетами, избираемыми на соответствующих конференциях и съездах.
Задачи и функции кресткомов были разнообразными: оказание помощи своим членам в приобретении рабочего и продуктивного скота, семян, сельхозинвентаря. Кресткомы имели подсобные предприятия крупорушки, маслобойни (растительного масла), мельницы водяные, ветряные и даже вальцовые. Спасский райкрестком имел водяную мельницу, а в д. Орлово вальцовую. Сельские и районные кресткомы имели право представлять льготы бедняцким хозяйствам по сельхозналогу и другим государственным обязательствам, а также в лишении избирательных прав кулаков и других антисоветских элементов деревни. Кстати, другие виды коопераций таких прав не имели.
В результате всех мероприятий бедняцко-середняцкие хозяйства стали давать государству больше товарного хлеба, молока и других сельскохозяйственных продуктов.
Так, по данным статистики за 1925 год по Сибири удельный вес в продаже хлеба бедняцко-середняцких хозяйств составил 78,9 процента, а сливочного масла – 89,7 процента.
Но развитие кооперации проходило в условиях ожесточенной классовой борьбы. Кулаки и частные торговцы, лишенные возможности сорвать кооперативное строительство, старались всеми мерами использовать кооперацию и ее руководящие органы для собственной наживы, и сохранения экономического и политического закабаления крестьян.
Кулаки создавали «дикие кооперативы», не входящие в союзы, лишенные всякого контроля свыше и используемые как «собственная лавочка». Стремились получить дешевый и долгосрочный кредит под видом «культурного» ведения хозяйства, приобретать машины, чистосортные семена и пр. Пользуясь недостатком грамотных людей, пробирались к руководству кооперативами или на должности завскладами. Иногда это им удавалось.
На основе общего подъема народного хозяйства в стране, снабжения сельского хозяйства различными машинами и орудиями, успехов кооперирования в деревне создались реальные предпосылки к производственным объединениям.
(Продолжение следует)
Информация из газеты «Ленинец» № 154 от 23 декабря 1967 г., стр. 2