Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8774 предметов основного фонда, 7242 единицы вспомогательного фонда. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами и участниками военных действий, тружнниками  тыла, ветеранами труда, старожилами. Музей организует и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квесты и интеллектуальные игры, выставки художественные и декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 41

Отчий край

Жизнь по-новому

П. Пономаренко

(Продолжение. Начало в №№ 113, 119, 127, 132, 139)

Самым бесправным членом общества до революции была женщина-крестьянка. Тяжелая беспросветная жизнь, изнуряющий труд и рабское положение в семье низводили крестьянку до грани домашнего животного. Что стоят, например, такие факты: солдат, живший в деревне, учил супругу так: заведет ее в лес, привяжет к дереву, наберет шиповых прутьев и бьет до собственной усталости. Крестьянин Яков Останин смирял жену тем, что «почасту привязывал ее за руки и за ноги к столбу на целую ночь, чтобы у столба не могла шевелиться».  Один раз крестьянин «укрощал ревновавшую его хозяйку при посредстве болота, где имел обычай топить ее каждый раз до потери сознания».

Выдумки? Нет, подлинная жизнь, отраженная в архивных документах. Или вот такой факт: священник Удинцов повенчал жену томского казака Щелканова Парасковью Федоровну с крестьянином Василием Монаковым. На следствии открылось, что Щелканов продал жену за 5 рублей и игреневого коня. Томский профессор Д.Н. Беликов в очерке «Первые русские крестьяне-посельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта» (1898 г.) на основании этих и многих других факторов отметил, что архивный материал, «рисует нам тяжелые сцены, когда жены давились, топились и резались от жестокостей мужей» и что «продажа и покупка жен опять-таки являются одной из выдающихся особенностей в прошлой жизни томской крестьянской среды». Все это происходило на глазах представителей царских властей и даже являлось следствием вопиющего беззакония со стороны их самих.

Советская власть раскрепостила женщину, законодательно закрепила её права, как члена общества, во всех областях жизни. Но рецидивы дикости, «родимые пятна капитализма» еще долго бытовали в практике жизни. В июне 1920 года в с. Шипицино была прочитана лекция на тему: «Женское равноправие». Лектор квалифицированно обрисовал прошлое положение женщины и советские законы. Поднимается один из присутствующих на лекции мужчин и заставляет лектору: «Вот тут я с вашими словами совсем не согласен. Если, например, бабу нашу не бить, из нее толку не будет». Баба – дура». Но он тут же получает отпор со стороны женщин. «Что кулаки здоровые, так и бить?», «Надо издеваться над нашей сострой?», «Верно, что бабы дуры терпят такое».

Выразительницей новых идей, веяний в деревне стала делегатка. Это одна из первых и действенных форм вовлечения в общественную и политическую жизнь, наиболее отсталой, забитой и бесправной в прошлом женщины. Делегатки избирались на общем собрании женщин населенного пункта, возглавлялись женскими отделами партийных комитетов, волостного, уездного и губернского.

 В 1920 году женщины-делегатки были самой активной силой по борьбе с эпидемией тифа. Они обслуживали все помещения, занятые под тифозными больными. Дни и ночи обмывали, обстирывали, кормили и поили больных, и все это делали бесплатно, бескорыстно. После гражданской войны и эпидемии тифа по селам бродило много беспризорных детей, оставшихся без родителей. И тут женщины-делегатки свой героический труд. Организованные делегатские приюты (дома) существовали, главным образом, за счет бесплатного труда делегаток.

Активно участвовали делегатки всех субботниках и воскресниках тех лет.

Безусловно, ни одно мероприятие общественного и политического порядка не обходилось без участия женщин. Приложение к газете «Искры коммунизма» - «Страничка работницы и крестьянки» не раз отмечало работу наших землячек. Например, в номере от 3 апреля 1921 года читаем о с. Спасском «Идет хорошая работа делегаток». Делегатки посланы почти во все учреждения. На митингах присутствует больше женщин, чем мужчин». В д. Ключевая «проводятся общие собрания женщин. Делегатки работают в исполкоме, школе и комсомоле».

Впервые Международный женский праздник 8 марта был проведен в с. Спасском в 1921 году: «Присутствовали все крестьянки села. Радостно было смотреть, как делегатки – распорядительницы ухаживали за дорогими гостями».

Первые делегатки Спасского: А.Г. Венгерова (жена М.Т. Венгерова), Т.А. Посохина (жена расстрелянного партизана), Т.Г. Терехова, Л.С. Макеева (пенсионерка, живет в Венгерово), М.А. Подморина, К.В. Посохина, в 1926-27 гг. зав. женотделом Спасского РК ВКП (б) (пенсионерка, живет в г. Омске), комсомолка М. Рекант и другие.

Коммунист, комсомолец, делегатки, пенсионер – это были те дрожжи, на которых поднимались новая деревня.

Из политических событий первых двух лет жизни по-новому можно отметить еще два факта. Проводы в конце 1920 года бывших военнопленных 1-й мировой войны, работавших здесь. Это событие получило яркую политическую окраску, как пример интернациональных связей и интернационального воспитания здешних людей. Были проведены митинги. Вот, например, в с. Старый Тартасс комитет РКП (б) поставил вопрос на общественном собрании крестьян, где было решено: «проводить с почестью товарищей иностранцев, которые могли бы передать своим товарищам рабочим, что русские пролетарии дружески протягивают руку и обещают до последнего издыхания освобождать от буржуазии тех, которые еще угнетаются ею…» На митинге «иностранцы обещали, когда вернутся на Родину, взять в руки красную винтовку и зажечь мировой пожар».

Второе событие -  постановление ВЦИК РСФСР от 15 июля 1921 года, которым волости Усть-Тартасская, Шипицинская, Сибирцевская (2-я), Усть-Изесская и Старо-Тартасская были переданы из Барабинского уезда Томской губернии в состав Татарского уезда Омской губернии. Таким образом, вся территория теперешнего Венгеровского района была в Омской губернии до 1925 года, начала нового районирования Сибири.

(Продолжение следует)

 

Информация из газеты «Ленинец» № 145-146 от 4 декабря 1967 г., стр. 3

© Венгеровский музей 2025