Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 30

Отчий край

Колчаковщина

П. Пономаренко

(Продолжение. Нач № 78)

Заседали в условиях глубочайшей конспирации (в десять раз более строжайшей, чем царская) (из книги «Партизанское движение в Западной Сибири» 1959 г. документ № 21).

20 делегатов явились представителями городов от Урала до Владивостока.

В результате анализа и оценки политической обстановки в целом по Сибири, конференция приняла ряд очень важных организационных и военно-политических решений. В частности, по вопросам тактики записан такой пункт: «Революционная борьба сибирского пролетариата и крестьянства… является не борьбой за самостоятельную сибирскую революцию, а вспомогательной операцией русской и международной социальной армией – частью русского и международного советского фронта». А главной задачей определенно: «вооруженное восстание рабочих масс, имеющие целью установить в обширных районах и если возможно, во всей Сибири Советскую власть».

По организационным вопросам (Устав РКП (б) для Сибири и Урала) был определен порядок построения партийных организаций и парторганов сверху до низа. Сущность его сводилась к следующему: во главе всей партийной работы – областной комитет, избираемый на общесибирском с”езде или конференции. При нем общесибирский (главный) военно-революционный штаб и крестьянская секция. Штабы и крестьянские секции назначались при всех городских и районных комитетах партии.

Следует отметить, что такое построение предусматривалось для городов и рабочих районов. Для сельской местности этого нет. Это лишний раз указывает на отсутствие организационного оформления партийных организаций в деревне в первый период Советской власти и потерю связи с теми, которые были созданы. Поэтому руководство борьбой крестьянских масс осуществлялось через крестьянские секции и военные штабы. Основными задачами крестьянских секций являлись: а) агитация и пропаганда в деревне; б) организация коммунистов и сторонников Советской власти; в) подготовка деревни к революционной мобилизации, к поддержке крестьянством партизанской борьбы (снабжение продовольствием, деньгами, и т.д.); г) установление системы связи по трактам через сельские комитеты от центра к центру.

Главным штабом была разработана структура построения и подробные инструкции по организации борьбы в сельской местности. Каждая деревня считалась за боевую единицу, в которой избиралась ячейка сторонников Советской власти (тайный крестьянский комитет) – штаб восстания. Делегаты от деревенских штабов избирали волостной или районные штабы непосредственно подчиненные городским или губернским штабам: «Об”единение организационных деревень по районам должно происходить сообразно географическому и этнографическому характеру местности в целях лучшего стратегического использования этого об”единения». (План военных организаций РПК (б) для Сибири. Из книги «Партизанское движение в Западной Сибири, Новосибирск, 1959 г.»)

А вот рекомендуемый состав тайного крестьянского комитета: «не менее 5-ти и не более 9 человек из грамотных и толковых земледельцев и ремесленников. Лучше всего приглашать старых фронтовиков, которые во время революции были на фронте и в больших городах и состояли там в партии большевиков и солдатских организациях. Желательно иметь одного или двух унтерофицеров (младший командир в старой армии – П.П.) и военного техника».

Структура комитета: 1) «Председатель; 2) заведующий приобретением и хранением оружия и патронов; 3) заведующий мобилизацией партизанских отрядов; 4) заведующий связями между деревнями и перевозками оружия, литературы и агитаторов». (Там же, из инструкции по организации деревенских комитетов, крестьянских штабов и отрядов).

Кстати сказать, инструкции были очень подробными, охватывали весь комплекс вопросов подготовки и ведения восстаний, вплоть до мелочей.

Явочные конспиративные квартиры во всех звеньях организации пароли и отзывы, система связи – «трактовый пусть от деревни к деревне (веревочка) с установлением пароля», паспортное бюро и т.д., то есть весь арсенал средств и методов подпольной работы.

И вся эта многогранная партийная организационная и военная работа должна была «производиться при строжайшей конспирации. Отсутствие конспирации каралось военно-полевым партийным судом».

Решения подпольных конференций показали, что сибирские большевики учитывали тяжелое положение республики Советов и считали освобождение Сибири от колчаковщины делом прежде всего самих сибиряков.

(Продолжение следует)

 

Информация из газеты «Ленинец» № 79 от 2 июля 1967 г., стр. 4

© Венгеровский музей 2025