Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 24
П. Пономаренко «Перед бурей»
(Продолжение. Нач. в № 50 за 23 апреля).
Обострение классовой борьбы пролетариата с буржуазией и царизмом в начале ХХ века в России отразилось и на Сибири. В составе политических ссыльных появился новый контингент: рабочие-революционеры, марксисты, потом представители обоих течений Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), т.е. большевики и меньшевики, представители мелкобуржуазной партии – эсеры. Особенно усилился приток политических ссыльных после революции 1905 и крестьянского движения 1906 года.
В то время Спасское было узловым пунктом и экономическим, политическим и культурным центром всей Северо-Западной Барабы. Поэтому в нем оседала большая часть ссылаемых сюда людей. Отсюда они распространяли свое влияние и деятельность уже на всю эту территорию.
Для местных жителей-старожилов все эти люди были мало понятны, а их деятельность скрытной. Кто и откуда они, как попали сюда? Поэтому характерный факт, что обращение к ним со стороны местных было только по имени, а знали их только поместным кличкам, без фамилий. Вот, например, рабочий больницы Кондрат «Долгий», он же «Сахалинец», так как бежал с каторги с Сахалина, или «Богомаз», очевидно художник, потому что рисовал или подправлял иконы и этим жил. В с. Шипицино один из политссыльных был известен под местной кличкой Федор Нос. Так было в отношении большинства ссыльных.
Средства существования добывались ими тоже по-разному. Крестьяне с Дона, Украины и других мест России, сосланные сюда за погром помещичьих имений, батрачили у кулаков, нанимались в пастухи и т.д. Впоследствии многие из них обзавелись семьями и хозяйством.
Некоторые, имевшие юридическое образование, занимались нелегально адвокатством. Среди рабочих были печники, каменщики, сапожники и прочие.
Поскольку все эти люди вращались в местной среде и в большей или меньшей степени общались с ней, то безусловно, каждый оказывал какое-то влияние, особенно на молодежь. Вот, например, «Богомаз», М.Н. Сапрыгин так вспоминает о нем: «Соберутся молодые ребята, подростки смотреть, как он рисует, а «Богомаз» и говорит: «Сбросьтесь, ребята, по пятачку, а я вам покажу, как богородица замуж выходила». И быстро нарисует такие чудеса, временами до вульгарности, но, конечно, тут же все замажет». Настоящая и очень убедительная антирелигиозная пропаганда, за которую ссылали в Сибирь или сажали в тюрьму.
Часто такие люди собирались группами, где-нибудь в лесу, на берегу речки или просто у кабака и вели горячие споры между собой. Все это будило мысли у молодежи, которая сначала из любопытства, а потом с сознанием, держалась вблизи них. А конкретная отдача проявлялась во многих, казалось бы, безобидных формах.
Например, вечерком или в праздничный день сидит на лавочке около дома молодой парень-гармонист Глеб Петряев. Вокруг него много молодежи, проходят мимо пожилые крестьяне, а иногда и деревенский страж-царский урядник, а Глеб наигрывает себе мотив «Варшавники», или «Замучен тяжелой неволей», а то подряд мотивы всех революционных песен, какие знает. Слушает молодежь и взрослые, а урядник придраться не может. Вот если бы пел, тогда можно посадить в каталажку или через суд – в тюрьму.
В Спасском было много гармонистов и почти все они наигрывали мотивы революционных песен, которые узнали от ссыльных.
Наиболее глубокий след в местной общественной жизни оставили марксисты. Главное внимание большевики уделяли идеологической борьбе с буржуазией и ее идеологами – народниками и эсерами. Научная и публицистическая их деятельность перерастала в партийную. При содействии ссыльных большевиков возникали марксистские группы и кружки молодежи. В период с 1904-1909 гг. в Томске и Новониколаевске (Новосибирске) вел партийную работу С.М. Киров, а в 1906-1908 гг. в Каинске и до 1915 г. в Омске и Томске отбывал ссылку другой видный большевик В.В. Куйбышев.
Большевики отличались тем, что повсюду находили и объединяли единомышленников и организовывали партийную работу на местах. Верным было и то, что большевистская ссылка подготовила из местных пролетарских и полупролетарских слоев, а также крестьянства, надежные кадры революционеров, которые впоследствии обеспечили победу Советской власти во всей Сибири, в том числе и в нашей местности.
Из политссыльных большевиков в с. Спасском известны Анпилов Осип Иванович и Климович Сергей Федорович, появившиеся после 1905 года. Первый работал здесь сапожником, второй был служащим. М.Н. Сапрыгин утверждает также, что марксистом был политссыльный Богданов. Можно предполагать также, что и их единомышленникам принадлежал приехавший в с. Спасское Абрамченко Минна Кириллович. Жил с семьей, занимался починкой различных машин и металлических домашних вещей.
По всему было заметно, что это выходец из рабочей среды, а не крестьянин. Достоверно известно, что его сын Михаил, сверстник М.Т. Венгерова, был большевиком.
Именно в эти годы появляются местные кадры революционеров. Одним из первых были Василий Иванович Орлов, спасские крестьяне М.Г. Братышкин, А.А. Плотников, В.В. Лаптев и крестьяне из д. Новый Тартасс братья Александр и Василий Гавриловы. Возникает подпольная организация. Состав ее, масштабы деятельности, связи и конкретные методы работы пока не выяснены.
Но имеются факты, говорящие о ее существовании. Были конспиративные квартиры. Одна из них – мануфактурный магазин-лавка (помещение нынешней чайной РПС). Торговал в ней татарин-барабинец Исмаилов из аула Улуцк (теперь колхоз им. 18 партсъезда). В бакалейной лавке торговал А.И. Гаврилов. Какую-то роль играла частная аптека Блуштейна (Блацштейна) и он сам. Именно в ней учеником был А.И. Гаврилов. Говорят, Блуштейн был большевиком.
Временами появлялся в Спасском и опять исчезал какой-то Фира, знакомый В.И. Орлова. По всей вероятности, он играл роль связника с вышестоящими организациями или другими подпольными организациями. В последующем в эту организацию пошла молодежь: М.Т. Венгеров, братья Василий и Иван Соловьевы, М. Абрамченко, кузнец В.И. Каминский. Примечательно то, что большинство этих товарищей жили на одной улице, теперь Краснопартизанской.
Кто же эти наши земляки? Вот биография одного из них – М.Т. Венгерова. Родился 22 ноября 1888 года. Дед – ссыльный хлебороб из Херсонской губернии, Елизаветградского (теперь г. Кировоград на Украине) уезда, с. Фурманово. Отец Трофим Иванович 30 лет работал батраком-конюхом у местного купца Семенова (последнему принадлежали теперешнее здание РПС и универмаг), мать тоже батрачка. С самого детства тяжелая полуголодная жизнь. В 1915 году Михаила призывают в царскую армию рядовым и направляют на фронт. Кстати, можно предполагать, что отсрочка от призыва объясняется подозрением властей о политической неблагонадежности М. Венгерова. Его погодки были призваны в момент всеобщей мобилизации в начале 1914 года. Февральскую и Октябрьскую революцию встретил в Петрограде, будучи в воинских частях, перешедших на сторону восставшего народа, где и получил настоящую революционную закалку.
Деятельность организации была подпольной, скрытой от широких масс населения. Но все же она оставила следы в памяти старожилов. Есть отдельные свидетельства в печатных изданиях.
В период всеобщей мобилизации на войну 1914 г. в Томской губернии возникали антивоенные выступления, и, как отметил в своем дневнике царский военный министр Сухомлинов, для подавления их применялась военная сила. Населению было известно о Ленских событиях 1912 года (расстрел рабочих). Многие из мобилизованных отсюда на войну уже имели представление об их антинародном характере.
Вот еще отдельные факты. Член подпольной организации В.И. Гаврилов, ездил в Лондон (Англия), где-то в период 1908-1910 гг., как представитель Союза маслодельных артелей. Возможно имел там встречу с эмигрантами-большевиками.
Летом 1913 года на территории района в ауле Бугояков (теперь такого нет) было серьезное антиправительственное выступление барабинских татар. На подавление приезжала полусотня казаков из г. Омска. Возникло оно стихийно или было вызвано агитацией, сейчас сказать нельзя, но факт остается фактом. В тот же период распространялось, особенно среди молодежи, написанное от руки стихотворение-песня об арестантах. Вот его текст:
Вижу-ль я, как порой под охраной штыков,
Между массами граждан свободных,
С потрясающим душу бряцанием оков
Поведут арестантов голодных.
И как все с отвращением при встрече такой
Торопливо ряды их обходят.
И с кичливой надсмешкой и явной враждой
На несчастных лорнеты наводят.
Два враждебные чувства тревожат тогда
Мое сердце, два чувства несходных:
Чувство жалости павших и чувство стыда,
За друзей моих, граждан свободных.
И шепчу я угрюм беспощаден и строг – Братья!
Нам ли клеймить их презреньем.
Мы и сами-то все кандидаты в острог,
Разве с самым пустым исключеньем.
Кто на нас хотя раз ни в чем не грешен,
Кто хоть раз не сбивался с дороги.
И хоть по закону ни должен бы был
В кандалы заковать свои ноги.
Кто из нас только деньгам, связям, уму не обязан.
Подчас был спасеньем.
Все мы граждане и все кандидаты в тюрьму,
Разве с самым пустым исключеньем.
Этот, бывши судьей, грабил вдов и сирот,
Не читая скреплял приговоры
То есть жил, как и всякий преступник живет,
Как живут и тюремные воры.
Тот родился купцом, весь свой век обдирал нас,
Не хуже, чем жулик острожный
Тот побоями в гроб своих жен загонял,
Как убийца и изверг безбожный.
Тот тиранил детей без нужды и конца,
Их способности, ум притупляя.
Бил и сек, сек и бил, и по праву отца,
Идиотов готовил для края.
Так кого ни возьмешь, всех отметил нас бог
Этих тем, тех другим преступленьем.
Все мы граждане и все кандидаты в острог
Разве с самым пустым исключеньем.
Все различья меж нами и ими лишь в том,
Что мы нет, а они попадались.
Что поступки одних разбирались судом,
А других – без суда оставались.
Что ворун, тираня и грабя других,
Мы умней только их поступали.
И искусней следы преступлений своих
От суда и от света скрывали.
Да еще разве в том, что имели в руках
Много шансов судов не бояться.
Много власти внушить им покорность и страх
Много денег от них откупаться,
В остальном же во всем, с головы и до ног
Эти люди – портреты с нас братья.
Все мы граждане и все кандидаты в острог,
Все, почти все изъятия.
Не смотрите на них, лишь на выгод своих,
Чересчур свысока и надменно.
Может быть, между них есть немало таких,
Что почище и нас несравненно.
Может быть, или бог вам увидеть привел
Страшный суд, вы б сменялись ролями.
Арестант бы воссел там на кресло судьи,
Но, а вы б на скамью подсудимых.
Берегитесь! Чтоб суд не был страшен и строг,
Лучше кайтесь теперь со смиреньем.
Все мы граждане и все кандидаты в Острог,
Разве с самым пустым исключеньем.
Кто его автор, откуда оно появилось? – Неизвестно. Старожил Венгерово И.В. Морозов, от которого получен этот текст, сообщил, что списал его у офицера старой армии Я.М. Козлова, сына местного кулачка. Безусловным является то, что это стихотворение появилось после 1905 года, точнее царского манифеста от 17 октября 1905 года, где впервые в России вошли в обращение слова «гражданин» и «граждане».
Выразительно прочтенное или продекламированное со сцены это стихотворение производило большое впечатление.
Тучи перед бурей сгущались.
Информация из газеты «Ленинец» № 55-56 от 8 мая 1967 г., стр. 3