Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 19
П.М. Пономаренко «Отчий край. Хроника одной семьи»
(Продолжение. Нач. см. в № № 21, 23 газеты «Ленинец»)
Довольно примечательно сложилась жизни Никиты Сапрыгина. Как и все дети бедняков, он рано познал труд, вместе с отцом работал у купца Шипицина: боронил, возил копны, помогал ухаживать за скотом.
Отец Никиты сам не грамотный, отдал сына в трехклассную школу. Это была единственная школа в Спасском. Учился мальчик хорошо. После окончания школы Никиту приняли в почтово-телеграфную контору для обучения почтово-телеграфному делу.
Новый ученик не столько обучался специальности, сколько находился в полном подчинении хозяина, выполняя домашние работы, даже нянчил детей почтмейстера. И позднее, уже став телеграфистом, он не только принимал и отправлял почту, но и был разносчиком корреспонденции в пределах села.
Несколько лет спустя Никита получил право сдать экзамен на почтово-телеграфного чиновника и таким образом перейти в привилегированное сословие. Но случилось другое. Его уволили, а вернее выгнали с работы. И вот по какой причине.
У русских барынь, особенное жен чиновников, страдающих от безделья, было модным заводить себе любовников. А где в деревне найдешь подходящего, из своего круга? Поэтому еще сравнительно молодая почтмейстерша обратила благосклонное внимание на молодого, стройного Никиту. А тут приехала в гости сестра «барышни» и серьёзно увлеклась телеграфистом. Молодость тянется к молодости. Никита ответил взаимностью. От «барыни» это не укрылось, и она воспылала ревностью. Желая унизить Никиту в глазах соперницы, при ней же приказывает:
- Никита, вынеси ведро с помоями и не забывай свои обязанности.
Никита вспыхнул и отказался.
Так окончилась чиновничья карьера Никиты, и возвратился он опять к крестьянскому делу. Правда, его приглашали снова служить на почте, сдать экзамен на чиновника, занять должность начальника конторы в другом селе. Но из гордости и чувства собственного достоинства Никита отказался. Возвратился в родную семью. Как старший, возглавил ее и стал крестьянствовать.
Никита был хорошим хлеборобом, весьма расчетливо вел хозяйство. Грамотность, хотя и небольшая, природный ум и сметливость дали ему возможность хорошо изучить землю. В своем хозяйстве он ввел определенную систему. Например, посев всех культур только по пару. Посевы всегда были чистыми от сорняков, своевременно обработаны и убраны. Скот у Сапрыгиных всегда был обеспечен кормами и зимой никогда не шлялся по улицам и свалкам, что было очень характерным для барабинской деревни.
Никита был очень наблюдательным, хорошо знал народные приметы о погоде. И сейчас при разговорах его сын Михаил воспоминает: «Шла уборка сена на таях. Весь летний день – в напряженном труде, короткие перерывы только на завтрак и обед. С утра до завтрака и после завтрака до обеда метали стога. После обеда стали грести и копнить. Накопнили 150-200 копен для завтрашней метки. Ужин. Отец посматривает на небо. Там ни тучки, никаких признаков дождя. Но дядя Федя (брат Никиты) толкает меня: «Засмотрел, занюхал, метать нам целую ночь копны» И правда, поужинал, покурили, полезли было в балаган спать, а тут отец: «Дождь будет, копны-то надо сметать!» Возражать не положено.
А утром, когда появились ночевавшие в деревне соседи по покосу, у Сапрыгиных дометывался последний стог. Предсказание старшего Сапрыгина сбылось. Часов в 9-10 утра – грозовой дождь-ливень. А у соседей метка в самом разгаре, пришлось бросать.
Никите удавалось сводить концы с концами, не попадать в лапы мироеда. И даже неоднократно выручать родственников и соседей от этой беды.
Многие сибиряки были равнодушны к религии, хотя и вынуждены были выполнять церковные обряды. Иначе могли попасть под суд по «уложению о наказаниях», «преступлению против веры». Никита еще до революции окончательно стал атеистом. Сама по себе причина этого перелома в жизни довольно поучительна.
У Никиты умерла жена, когда ему не было еще сорока. Вот он решил жениться вторично. Подыскал достойную женщину, вдову. Но брак тогда признавался только церковный. Нужно венчаться в церкви. Вот тут-то и встретилось препятствие. У Анисьи Петровны муж умер «без церковного покаяния» в деревне другого церковного прихода, в Камышево (теперь Усть-Таркский район Новосибирской области). И начали попы гонять Никиту от одного к другому, из Спасского в Камышево и обратно. А расстояние только в один конец 50 верст.
Дело шло уже к тому, что Никита хотел отказаться от женитьбы на Анисье Петровне. Но случилось так, что камышевский поп Ксенофонтов приехал в гости к спасскому попу Отцу Вениамину. Узнав об этом, Никита пошел туда.
Оба попа сидят за столом и пьют горькую и уже навеселе.
- Как же, батюшка, с моим венчанием? – спросил Никита. И тут отец Вениамин ему прямо:
- Что ты, Никита, не понимаешь, что нужно платить!?
- Сколько же можно платить?
- А ты что дошел до последнего?
- А вы что хотите, чтобы я дошел до последнего?
Никиту можно было понять. Последние три года были очень трудные. Умерла мать, потом дочь и, наконец, жена. А похороны? Очень дорого стоили мужику. Соблюдение всех церковные обрядов обходилось в копеечку! Платишь попу за похороны, потом за поминки в день похорон, через 20 дней, 40 дней, через полгода, через год. А это значит кормить каждый раз чуть ли ни полдеревни да ни как-нибудь, а чтобы «не осудили».
В конце концов Никиту обвенчали с Анисьей Петровной. Недешево это обошлось Никите. Вот тогда-то он окончательно понял, что религия – обман для народа. До конца жизни ненавидел попов и ханжей, не исполнял сам и учил семью не исполнять церковных обрядов. Даже на смертном одре строго-настрого запретил домашним хоронить его с попом.
(Продолжение следует)
Информация из газеты «Ленинец» № 26 от 26 февраля 1967 г. стр. 2