Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 18

П.М. Пономаренко «Ещё страницы прошлого»

Пришлые люди в основном заселяли глухие и уединенные места. Жили в постоянной и тяжелой борьбе с дикой и суровой природой, при полном отсутствии каких-либо общественных и культурных учреждений и мероприятий, обогащающих духовную жизнь человека. Сплошная неграмотность: «Томская губерния относительно умственного образования жителей несколько отстала от внутренних русских губерний» (Военно-Статистическое обозрение Российской империи, 1849 г.) Действительно, по списку населенных мест 1859 г. на 39 населенных пунктов территории нашего района было только 2 училища – Вознесенское и Шипицинское, даже в Спасском не было школы.

 Много было беглых ссыльных, людей, выбитых из нормальной колеи жизни и готовых на все, вплоть до убийств, разбоя и грабежа. «Нам сообщают из Каинска, что из общей массы ссыльных, причисленных к городу и округу, числятся в законной отлучке по паспортам – 1609 и в бегах – 2477 человек» («Сибирский вестник», 1885 г.). А вот картина, данная Н. Флеровским в 1869 году: «Когда вам весной случится ехать по большому Сибирскому тракту из Тюмени в Иркутск, то вам постоянно будут встречаться люди жалкого, оборванного вида, смиренные, как только можно быть смиренным. Они каждому низко кланяются и, если вы спросите ямщика, что это зя люди, он вам ответит коротко: «Бродяжки». Спросите потом в первой деревне, сколько подобных бродяг проходит у них? Вам ответят: «Много, в иной день человек пятьдесят». Бездомные, голодные и холодные, с тощей котомкой за плечами и жестянкой вместо чайника, эти люди, прозванные сибиряками «бродячей посельгой», слонялись из конца в конец по всем дорогам Сибири.

Еще одним их характерных явлений в истории Сибири были довольно частые убийства людей. Д.Н. Беликов пишет: «К убийству в Тоском крае прошлого времени при частой повторяемости этого преступления привыкли как к заурядному происшествию и потому относились к нему сравнительно очень легко. Убивали из-за поломанной лопаты, из побуждений самой мелкой злобы, из-за того, чтобы добыть несколько копеек, не платить долг в 10 или 15 рублей». Вообще о Сибири говорили, как о стране преступников, в которой ничто так дешево не ценится, как человеческая жизнь.

Спасское не было исключением. Наоборот, в нем жили люди, для которых убийства с целью грабежа были главным средством наживы. Зимой и летом, как только стемнеется, из ворот выезжала быстрая тройка с лихими седоками, а к утру возвращалась с богатой добычей. Но зато по дороге где проезжала тройка, появлялись деревянные кресты (по церковному закону убитых хоронили на месте как умерших без покаяния богу).

Людская молва говорит, что подобными методами действовал хозяин, выстроивший ряд кирпичных зданий (теперь стационар, поликлиника и др. постройки Венгеровской райбольницы).

Недаром корреспондент из Спасского писал в газете «Сибирский вестник» (1892 г.): «Прошлое село, как свидетельствуют местные архивы, настоль черно, настоль мерзко и пакостной, что:

Живых врагов, чтобы не нажить

И за дела умерших не споткнуться,

Мертвых следует благословлять,

А от живых – отвернуться, отвернуться!»

Вот такой предстала перед Ильей Сибирь.

Не имея ни кола, ни двора, Илья со всей семьей нанялся в работники (батрака) к Спасскому купцу им. М.Л. Шипицину. Именовался тогда Шипицин «торгующий крестьянин», ибо, кроме торговой лавки, имел десятки голов разного скота и производил посев разных сельскохозяйственных культур. Но обрабатывал это хозяйство исключительно наемным трудом. А этот труд был очень дешевый: переселенцев и ссыльных было много.

Илья был неплохой работник. Между прочим, обладал физической силой. И сейчас покупатели продмага обращают внимание на массивные железные двери этой бывшей «торговой лавки» Шпицина. Навешивал двери Илья Сапрыгин. Двое мастеровых ничего не могли сделать, а он один легко справился с этим делом. Такой работник был, безусловно, ценным в хозяйстве.

15 лет проработал Илья у Шипицина. И за это время нажил только избенку, одну лошадь и корову. Семья добавилась. Родилось ещё два сына Кондрат и Федор.

Самостоятельным крестьянином Илья не стал, переманил его к себе в работники томский купец Королев. Бросив семью, Сапрыгин уехал в г. Томск, но умирать приехал к сыновьям. Умер Илья в 1919 году на 89 году от рождения.

Жена Ильи Анна, «бабушка Анна», после ухода от Шипицина стала заниматься крестьянством. Кроме того, была «нарочным» Спасской почтово-телеграфной конторы. Доставляла телеграммы, например, в с. Кыштовку (120 верст), Шипицино (65 верст) и другие отдаленные пункты В любое время года, в любую погоду «бабушка Анна» с посошком в руках отправлялась в путь.

Так протекала жизнь старшего поколения семьи Сапрыгиных.

 (Продолжение следует)

 

Информация из газеты «Ленинец» № 23 от 19 февраля 1967 г. стр. 2

© Венгеровский музей 2024