Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 17

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 17

 П.М. Пономаренко «Отчий край. Русские в Барабе»

 «Ленинец» продолжает публикацию местного краеведа П.М. Пономаренко по истории нашего района под общим заголовком «Отчий край», посвященную 50-летию Советской власти.

Литературную обработку материалов ведет сотрудник редакции А. Жендаров.

Нач. в № 58, 61, 67, 73, 85, 100, 103,109, 112, 120, 124, 130, 135, 138, 141, 148 газеты «Ленинец» за прошлый год.

 

Вырос Илья Сапрыгин в деревне Черкасы Орловской губернии в семье крепостного крестьянина. Реформа 1861 года освободила его от крепостной зависимости. Но «свобода» это мало принесла радости. Та же беспросветная нужда и гнет. Надел земли был настолько мал, что не прокармливал семьи. Притом помещичьи угодья так вклинивались в крестьянские, что все время создавалась угроза штрафов за потравы.

Пришла беда. Единственная корова Ильи сорвалась с привязи и зашла на помещичью землю, значит штраф платить надо, а нечем. Илья умолял приказчика отдать корову – не отдает. Доведенный до отчаяния Илья учинил драку. А это уже кандалы, Сибирь, каторга. Лучше попасть в Сибирь свободным.

Забрав мать, жену и 6-летнего сына Никиту, Илья с закадычным другом Тарасом Сапрыгиным, тоже решившим сбежать в Сибирь от постылой жизни, выбыл из Чекркас в неизвестном направлении. У Тараса тоже семья из четырёх человек. Итак, 8 человек на одной телеге, а поклажа – скудный домашний скарб да деревянная прялка, деревянная соха и 4 деревянных ступицы для колес.

Более трех тысяч верст в зной и непогоду, босые, пешком, питаясь чем придётся, зарабатывая по пути медные гроши, прошли беглецы. И наконец, добрались до с. Спасское Усть-Тартасской волости. Село им понравилось, и они решили здесь остаться на жительство. Было это в 1875 году…

Спасское к моменту приезда Ильи уже имело 120-летний период существования с определенно сложившимся обликом.

Как складывался этот облик села, лучше всего проследить по впечатлениям очевидцев, проезжавших в разное время по Московскому тракту. Еще А.Н. Радищев в дневнике в 1791 г. записал: «В Голопупове, где живут старожилы, перевоз через Тартасс. За лесом на строения ездят за 400-600 верст в урман, леса. Лес кедровый». А когда ехал обратно в 1797 году, опять отметил: «Дома сосновые и кедровые».

Путешественник, скрывшийся под инициалами М.А., писал в газете «Северная пчела» за 1827 г.: «Проехавши пять станций от Каинска, увидели огромное село Спасское (Голопупово), красиво раскинутое на Тартассе». А князь Н. Костров в 1870 году высказался определеннее: «Село Спасское до 1050 душ обоего пола. Он высматривает небольшим городком, хотя этот городок такой же кривой и грязный, как все маленькие городки обширной Сибири».

Некоторые конкретизируют свои впечатления: «Спасское – большое торговое село. В нем несколько хороших каменных купеческих домов, два раза в неделю бывает торжок. Есть телеграфная станция». (В.М. Флоринский, 1889 г.). Ещё более подробно о Спасском было сказано в газете «Сибирский вестник»: «Наше богохранимое село довольно порядочное, по улицам тишина, редко попадает навстречу какой-нибудь пьяный мужичок с физиономией не в порядке и выпачканный в грязи. Да и как не выпачкаться, когда по улице пройти нет никакой возможности – грязь по колено. Частенько встречаются около заборов издохшие кошки и собаки, от которых несет страшное зловоние, но и это никого не заботит, а, видимо, даже многим нравится» (1889 г.) «Или наружность села при более тщательном осмотре не свидетельствует о процветании жителей своими разваливающимися, покрытыми дерном и берестой домишками. Если есть что замечательного в селе, что, кстати заметить, и вводит в заблуждение поверхностных ценителей его, это три дома и два магазина, могущие быть и в городу не из последних. Для окончательного наружного обрисования села нужно прибавить, что оно имеет 268 домов при 1100 душ населения обоего пола. Имеемая церковь рушится. В селе приемный покой, при нем врач и фельдшер. Резиденция крестьянского чиновника, земского заседателя, сверхштатного ветеринарного врача; имеется почта с телеграфом, школа с 80 человеками учащихся при одной учительнице» (1892 г.)

Есть сообщение и в официальной статистике. Так, в списке населенных мест Томской губернии по сведениям 1859 года: «Спасское (Голопупово) дворов 180, число жителей мужчин – 512, женщин 539. Церковь православная. Волостное правление. Полуэтап (место привала кандальных партий – П.П.) Ярмарка с 8 по 15 ноября».

Таким в конце прошлого столетия выглядел наружный облик в с. Спасское. Кстати, Голопупово переименовано в Спасское примерно в 1800 годы, в связи с постройкой православной церкви в честь святого Спаса.

Еще более примечательно складывался внутренний облик Спасского и по существу внутренний облик всей Барабы. Как говорит советский историк С.В. Бахрушин: «Жизнь и духовный облик сибиряка сложился под влиянием жизненных условий на новой родине так же своеобразно, как своеобразен был здесь весь быт и уклад жизни».

Заселялись обширные территории самыми разнообразными категориями людей национального и религиозного порядков и политических воззрений. Причем процесс шел непрерывно, вплоть до Октябрьской революции. Вот, например, про Спасское: селение села – сбор племен, наречий, состояний. Здесь можно встретить черкаса, грузина, еврея, поляка, чуваша, киргиза, цыгана, малороса (так раньше называли украинцев) и прочих, и все это элемент прошлый, сосланный. («Сиб. вестник», 1892 г.)

(Продолжение следует)

 

Информация из газеты «Ленинец» № 21 от 15 февраля 1967 г. стр. 2

© Венгеровский музей 2024