Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 16
П.М. Пономаренко «Отчий край. Русские в Барабе»
(Нач. в № 58, 61, 67, 73, 85, 100, 103,109, 112, 120, 124, 130, 135, 138, 141)
По указанию В.И. Ленина социал-демократическая большевистская фракция в третьей государственной думе на одном из заседаний сделала заявление, в котором. в частности, говорилось: «Переселенческая политика правительства с 1861 года направляется не интересами крестьянства, а интересами помещиков – дворян, что рекламирование переселения правительством в 1906 г. было вызвано стремлением правительства уклониться от удовлетворения земельной нужды крестьянства на месте путем передачи крестьянам частно-владельческих, государственных, удельных и монастырских земель, что лишенная плана и бессистемная организация переселения ведет к массовому разорению переселенцев – крестьян и что, наконец, охраняя земли помещиков внутри России, правительство экспроприирует земли инородцев в Азии и нарушает насущные интересы старожилов».
В результате этой мощной волны переселенцев количество жителей Барабы в начале нашего века значительно возросло. На территории нашего района с 1890 года по 1893 год появилась II-Петропавловка и около 800 человек приселились к старым деревням и селам. А с 1893 года по 1911 год население, исключая барабинских татар, живущих отдельными населенными пунктами, почти удвоилось и составляло 37142 человека. За это время возникло 24 новых населенных пункта. За 18 лет Спасское (Венгерово) выросло на тысячу человек.
В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков шло переселение целыми обществами (селами) с предварительной отправкой в Сибирь ходоков. Отдельные семьи и одиночки обычно приписывались к селам с согласия сельского схода. Каждый переселенец, приписываясь к новому месту жительства, должен был вносить в «черную кассу» общества определенный денежный взнос. Эти кассы существовали вопреки всем писаным законам и большей частью служили для покрытия недостач казенных сумм у сельских старост в результате просчетов, а иногда и прямых растрат. В подобной ситуации староста попадал в полную зависимость от общества, должен был «бить челом» перед сельским сходом и, чтобы ему разрешали покрыт растрату, ставил мужикам ведро водки.
Так М.К. Долженко (сейчас житель с. Венгерово) в 1909 году за прописку к обществу д. Малинино уплатил в черную кассу 152 рубля. Насколько велика для того времени эта сумма, можно судить по следующим цифрам: хорошая лошадь стоила 40, а корова – 20 рублей.
Не все переселенцы, прибывшие в Сибирь, приживались на этой суровой земле. Многие из них (около 10 процентов), прожив несколько месяцев или лет, возвращались на прежние места. Для этого было немало причин: тоска по родине, земельные неурядицы и ссоры между старожилами и переселенцами, соблазн высоких заработков в других местах, а главное – суровый сибирский климат.
Далекие предки старожилов-сибиряков были людьми различных сословий, различного уклада жизни и по разным причинам попали в эти полудикие края. Среди них можно было встретить и катаржников-убийц, и борцов за народную волю. Так, жителей д. Григорьевка до настоящего времени старожилы величают «орловскими дубинниками». И вот почему. Крестьяне Орловской губернии были переселены в Сибирь в 1856 году якобы за то, что хотели убить притеснявшего их помещика. Старожилы рассказывали: «Задумали крестьяне убить помещика. взяли дубинки и скрылись под мостом. Помещик ездил в карете. Они решили, как загремит по мосту карета, выскочить и рассчитаться с деспотом. Сидят крестьяне, ждут, а в это время загремел гром. Крестьяне думали, что едет барин. Выскочили на дорогу, а вокруг ни души. Так они помещика не убили, а в Сибирь угодили».
Так из матушки России, из разных ее областей появился в Сибирь народ. Еще в 1819 году в письме из Сибири в Петербург М.П. Сперанский писал: «Здешнее население есть смесь, или произведение всех стран России».
Старые документы хранят на пожелтевших бумагах историю заселения нашей Барабы, где бесстрастно записаны судьбы многих тысяч русских, белорусов, украинцев, поляков и других сынов великой России.
Так, в подворной описи 1783 – 1788 года жителями деревни Малинино записаны яков и Иван Брязговы, Иван, Петр, Михаил Мошкаревы. Потомки этих людей сейчас живут и работают в колхозе «Россия».
Необозримый простор, обилие лесов, лугов и пастбищ сразу определили вольное пользование землей. Они жили по установившейся традиции: «Селись – где хочешь, живи – где знаешь, паши – где лучше, паси – где ловче, коси – где густо, лесуй – где нужно».
Постоянное использование одних и тех участков поколениями одной семьи, перенесло на гривы, озера фамилии их владельцев. До настоящего времени можно слышать Зыкова заимка, Кормачева грива. Парамоново озеро.
(Продолжение следует).
Информация из газеты «Ленинец» № 148 от 11 декабря 1966 г. стр. 2