Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 15

П.М. Пономаренко «Отчий край. Русские в Барабе»

(Нач. в № 58, 61, 67, 73, 85, 100, 103,109, 112, 120, 124, 130, 135, 138)

В течение восемнадцатого и начале девятнадцатого столетий, наряду с заселением Сибири в результате мероприятий царского правительства, шло и стихийное движение масс. Люди бежали сюда от ужасов крепостного права, бесчинств и произвола чиновников. Здесь в бескрайних просторах скрывались от преследования борцы за народное счастье. В начале века уходили сюда из Кержинских лесов староверы (раскольники), которых преследовала официальная церковь. Староверов, прибывших в Сибирь, местные жители называли кержаками. После отмены крепостного права самовольно стали переселяться в Сибирь безземельные и малоземельные крестьяне. Когда наших переселенцев спрашивали, почему они бегут из России, они отвечали: «Дом хлебом не кормит: жить в нем весело, да есть в нем нечего».

 Но путь переселенцев в Сибирь был полон невзгод и лишений. В Течение трех-четырех месяцев без средств и поддержки со стороны государства они жили в поле, чтобы не платить за постой и иметь корм для лошадей. С ранней весны до поздней осени по дорогам Приуралья и Сибири ползли повозки русских крестьян. О том, насколько был трудным этот пусть, говорит хотя бы тот факт, что переселенцы шли по слухам, по письмам земляков, которые раньше приехали в Сибирь и расхваливали сибирское приволье.

Было много случаев, когда темные, безграмотные переселенцы, сбивались с дороги и терялись в бескрайних просторах Сибири; другие тратили недели на бесполезные блуждания по этой стране. Крестьяне, попавшие в беду, проедали последние деньги и превращались в бродяг и нищих, живущих за счет подаяния сибиряков. Многих обездоленных, потерявших веру в свои силы, спасала человеческая отзывчивость крестьян-старожилов. В их памяти были свежи все мытарства, которые им пришлось раньше пережить самим, и они оказывали переселенцам посильную помощь.

Ученый-сибиряк Н.М. Ядринцев в 80 годах прошлого столетия писал: «Кто несет в настоящее время расходы по колонизации, кто поддерживает переселенца-новосела, дает приют и прокорм, подает ему руку помощи в пути, кто кормит милостыней переселенца и в минуту несчастья спасает его? – сибирский крестьянин и только он один».

В 1890 году в Северо-Западной Барабе провел исследование ученый Филимонов. Он установил, что, начиная с 1859 года, здесь образовалось шесть новых населенных пунктов. В начале 60-х годов переселенцы из государственных крестьян выстроили деревню Тихоновка, переселенцы из Тобольской губернии создали Усть-Ламенку. Бойсоголово, Шадово, Чаргоры (Форниполь) основали жители Прибалтики – участник польского восстания 1863 года. К концу века на территории района проживало около 17,5 тысячи человек. Среди них старожилов было около 74 процентов, переселенцев старожилов и новоселов около 14, польских переселенцев – около 4 и ссыльных – 5,4 процента.

В конце 90-х годов девятнадцатого века в Сибирь устремилась новая волна переселенцев. Этот процесс возник по ряду причин, которые заставили царское правительство круто изменить свою переселенческую политику и перейти к организованному переселению крестьян из европейской России.

На изменение политики самодержавия сказалась прежде всего потребность рабочих для строительства и обслуживания транссибирской железнодорожной магистрали. Второй причиной явился голов 1891 года, который охватил центральную и южную части страны, и, в-третьих, аграрный кризис, вызвавший волну возмущения крестьян.

В начале 20 века правительство, напуганное революционным движением, еще более активизирует переселенческую политику, рассчитывая этим удалить массу недовольных крестьян из Центральной России на окраины государства. Правительство устанавливает льготы, по пути следования на новые места устраивает сеть переселенческих пунктов с врачебной и другой помощью.

Анализируя эти мероприятия царского правительства, В.И. Ленин писал: «Правительство добилось только нового обострения и ухудшения положения крестьянства и в России и Сибири» и дальше: «Не ясно ли, что хваленое правительственное «устройство» переселенцев оказалось буфом».

 

Информация из газеты «Ленинец» № 141 от 27 ноября 1966 г. стр. 2

© Венгеровский музей 2024