Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 14
П.М. Пономаренко «Отчий край. Русские в Барабе»
(Нач. в № 58, 61, 67, 73, 85, 100, 103,109, 112, 120, 124, 130, 135)
С 40 годов девятнадцатого века до отмены крепостного права в Барабу поступали партии не помещичьих, а государственных крестьян из Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Пензенской и Калужской губерний. Теперь в Сибирь переселялись большей частью семьями и целыми селами. Переселенцам, во время следования, государственная казна отпускала деньги, а на месте поселения для обзаведения хозяйством им выдавалась ссуда. Для расселения каждой партии новых жителей Барабы выделялись земельные участки или населенные пункты.
Вот характерный пример из рапорта Каинского окружного начальника от 16 мая 1856 года: «Переселенцы в числе 4501 души обоего пола водворены в волостях: Верхкаинской, Нижнекаинской, Усть-Тартасской и Верхнеомской на 18 местностях (14 при селениях старожилов и 4 особыми деревнями)», и далее он доносил: «Многие переселенцы не имели земли на прежних местах жительства и потому хлебопашество, как малопривычное для них дело, не может еще идти у них с полным успехом. В этом отношении надлежит обратить особое внимание на д. Малые Кулики Усть-Тартасской волости (имеется в виду д. Новые Кулики). Переселенцы этой деревни в числе 27 семей с помещичьего стеклянного завода Калужской губернии прежде были чрезвычайно бедны, сельским хозяйством не занимались и вовсе его не знают… Это беднейшие из здешних переселенцев».
Что же дали мероприятия правительства, направленные на заселение Барабы? Если в 1769 году здесь проживало около двух с половиной тысяч русских, то исходя из материалов подворной описи, проводимой в 1805-1810 гг., только в западной части бывшего Каинского округа, т.е. на территории теперешних Куйбышевского, Северного, Кыштовского, Венгеровского, Усть-Тарского районов было 2376 дворов с 11213 душами обоего пола, в том числе на территории нашего района проживало около 4 тысяч человек. А по спискам населенных мест за 1859 года на территории Венгеровского района было 40 населенных пунктов, 2500 дворов, и население составляло более 15 тысяч человек.
После падения крепостного права появилась возможность переселять в Сибирь освобожденных не только от неволи, но зачастую и от земли крестьян. Но царское правительство боялось лишить помещиков дешевых рабочих рук и поэтому вынуждено было принять меры, ограничивающие переселение крестьян. Так с 1861 года крестьянам строго запрещалось выходить из сельских общин и, следовательно, переселяться в другие места. Позднее переселение формально было разрешено, но с рядом оговорок и условий, которые были совершенно не приемлемы для крестьян. Желающие переселиться, должны были передать обществу свой земельный надел, освободиться от рекрутской повинности, уплатить все подати и недоимки, материально обеспечить родных, которые оставались на старых местах. Каждый должен был получить от общества (крестьянской общины) разрешение на отъезд и согласие нового общества на прием переселенца. Конечно, все эти условия крестьяне выполнить не могли и самовольно, тайком от общества, переезжали на новые места.
Правительство, видя, что меры ограничения не достигают желаемого результата, пошло на уступки. В 1881 году создаётся для выработки переселенческих законов. Эта комиссия заседала в течение восьми лет и только в 1889 году был утвержден закон, по которому разрешение на переселение давалось при согласии двух министров, а самовольных переселенцев этот закон требовал возвращать на старые места.
Но, несмотря на ограничения и условности, заселение Сибири и Барабы шло полным ходом. В 1869 году в Сибирь было направлено 1842 участника польского восстания, продолжала также возрастать судебная и внесудебная ссылка. Так за пятилетие с 1862 по 1866 год в Сибирь направляется 51,4 тысячи ссыльных, с 1872 по 1876-87,1 тысячи. Значительно количество этих людей расселялось в Барабе.
(Продолжение следует)
Информация из газеты «Ленинец» № 138 от 20 ноября 1966 г. стр. 2