Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 11
П.М. Пономаренко «Отчий край.Русские в Барабе» (Нач. в № 58, 61,67, 73, 85, 100, 103,109, 112, 120)
Все попытки властей заселить Барабу жителями Сибири не давали желаемых результатов. И основной причиной являлось то, что этот обширный район был в то время сам слабо заселен, а добровольное переселение русских крестьян за Урал шло крайне медленными темпами. Чтобы решить эту острую проблему, со второй половины XVIII века царское правительство в широких масштабах стало применять ссылку в Сибирь.
Для принудительного заселения Барабы используются законы 1729 и 1745 годов о ссылке в Сибирь бродяг, беглых крестьян и воров, которым ранее предусматривалась смертная казнь или отсечение конечностей. Эту категорию людей «ссылали на пашню с женами и детьми на вечное житье». А в 1760 году Сенат принимает специальный указ о приеме на поселение в Сибирь, и в частности Барабу, помещичьих крестьян, с зачетом их за рекрутов, так как до отмены крепостного права царская армия комплектовалась рядовым составом в основном из помещичьих крестьян.
Указ 60 года подтвердил политику полного личного закрепление крестьян за помещиками. Он дал право высылать крестьян за разные «непокорства, непристойные и предерзостные поступки, развратное поведение». Так как по церковному уложению жена обязана следовать за мужем, то помещик терял и женские «души». Но правительство за переселяемых женщин и детей выплачивало помещикам денежное вознаграждение. За душу мужского пола старше 15 лет помещик получал рекрутскую квитанцию, до 15 лет – 20, до 5 лет – 10 рублей, а за членов семьи женского пола получал половину этих сумм. Вместе с этим синодальным архирейским, монастырским и государственным крестьянам, а также купечеству было представлено право отдавать на поселение в Сибирь «непотребных и вредных для общества людей». Так возникла в России особая внесудебная ссылка. Заселение Сибири помещичьими крестьянами продолжалось с перерывами до 1810 года, а в внесудебная ссылка обществами до 60-х годов XIX века. Указ о переселении крестьян мотивировался тем, что «этого государственные требуют интересы понеже в Сибири состоят поселению и хлебопашеству удобные места».
С этого времени почти ежегодно стали являться в Барабу партии русских крестьян. О количестве и составе русского населения в Барабе и отдельных ее района к началу XVIII столетия свидетельствует академик Фальк. Он в частности пишет: «Бараба, судя по ее наружности, возделана очень мало. 30 лет назад она была отдана барабинцам (татарам) и только по большой дороге жили ямщики… В 1764 году в Омской стороне (автор имеет в виду реку Омь) или собственной Барабе заведены были деревни с новыми поселенцам, так же и страна по большой дороге, по Оми, принадлежавшая к тарскому округу заселена колониями. Старые русские деревни, построенные в Барабе до 1764 года, произошли часть от переведенных сюда ямщиков, частью от ссылочных за преступления из России. Колонисты живут в Тарском округе в 25 деревнях (1771) по обе стороны Оми. Они состоят из негодных рекрут или убежавших из России крестьян, плутов, воров и других преступников, кроме смертоубийц.
В одной деревне все жители заключены были прежде того в Балтийский порт, «при оном производили работы в гавани. Женщины также ссылочные или пришедшие за ссыльными мужьями». И дальше: «О старых русских селениях Барабы, основанных в 1730 году, и о старых колониях, учрежденных в 1760-63 годах, а также о деревнях, произошедших от передвижения ямщиков, крестьян, казаков и ссылочных, упомяну еще и следующее: в 1771 году было в них 1353 души мужского пола и 688 женского, у них было 398 детей». Следовательно до 1764 года во всей Барабе русских людей было 2439 человека, и это на территории, где сейчас живет более полумиллиона человек.
(Продолжение следует)
Информация из газеты «Ленинец» № 124 от 16 октября 1966 г., стр. 2.