Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 10

П.М. Пономаренко «Отчий край Русские в Барабе»

 (Нач. в № 58, 61,67, 73, 85, 100, 103,109, 112)

Интенсивное заселение Барабы и освоение ее земель началось в тридцатых годах восемнадцатого века, после распоряжения Сената о строительстве через эти места дороги, которая впоследствии получила название Большой Сибирский (Московский) тракт. Вначале планировалось использовать его для перевозки почты, а когда в 1735 году строительство было завершено, по тракту в оба конца устремился поток грузов и пассажиров, чиновников, едущих «по казенной надобности», и ученых-путешественников. Это строительство позволило отказаться от труднопроезжих верховых троп, которые проходили севернее Барабы, по таежным местам Сибири.

В 1741 году из Восточной Сибири возвращался ученый-путешественник Гмелин и проезжал Барабу по новому тракту. В это время он отмечает наличие веретовых столбов, но на протяжении всей Барабы, начиная от деревни Подволошной (Колыванский район) до села Муромцево Омской области, он не встретил ни одного русского поселения, кроме названных выше форпостов. Из Чаусского острога до Усть-Тартасского форпоста Гмелин ехал в сопровождении конвоя из 15 казаков. В Усть-Тартасском форпосте в то время располагались 50 казаков во главе с сотником из Тары. Это говорит о том, что гражданское население на территории нашего района появилось позднее, во второй половине восемнадцатого века.

Продолжительное время на 600-верстном отрезке дороги не было условий для нормальной транспортной связи из-за отсутствия населения, которое обслуживало бы проезжих пассажиров и конвой, ремонтировал тракт. И только в 1746 году отдельным распоряжением из Петербурга было предписано: «На проезжем пути из Тары в Томск поставить зимовки, на которых крестьяне ведомства Томского и Кузнецкого ямскую гоньбу отправлял бы», т.е. происходил перевод крестьян в ямщиков. Этим было положено начало принудительному заселению Барабы русским гражданским населением, которое продолжалось до конца XIX века.

В результате этих мер Сената повилось пять зимовий: Брызгаловское, Антошкинское, Убинское, Черепановское и Овчинниковское. Эти населенные пункты были расположены так, что форпосты между ними находились почти на равном расстоянии. Обычно зимовье состояло из 2-3 людных изб и дворов для лошадей. В обязанности жителей вменялась заготовка продовольствия для ямщиков и фуража для лошадей. Основной целью принудительного заселения Барабы являлось обеспечение дороги ямщиками. Началось переселение на тракт крестьян из других областей Сибири и из России. Заселением Барабы занимались Тарская воеводская канцелярия, Сибирская губернская канцелярия, расположенная в городе Тобольске, и Петербургский Сенат.

В связи с тем, что граница русских владений в Сибири передвинулась южнее на Иртышскую линию (Семипалатинск-Усть-Каменагорск), Усть-Тартасский, Каинский и Каргатский форпосты в 1750 году были реорганизованы в обычные селения, а в обязанности жителей вменялась «ямская гоньба».

В 1753 году указами Тарской воеводской канцелярии в Барабу для заселения «Проезжей части татару дороги и ведения подводной гоньбы» переводятся «города Томская крестьяне, которым было велено жительство иметь в каинском форпосте». Вторая партия крестьян была послана из Тарского ведомства. Из числа этих крестьян 20 семей ямщиков осело в Усть-Тартасскомфорпосте. Можно сделать вывод, что именно эти 20 семейств основали наше село Венгерово, или, как тогда оно именовалось, Голопупово.

В этом же году указами Сибирской губернской канцелярии было приказано перевести в Барабу «от Томского ведомства крестьян, кои имеются приписанными к Колывано-Вознесенским заводам». И, наконец, одним из мероприятий в том же направлении была «ползучая миграция», то есть перевод ямщиков на другие, новые станции. Так, указом Сената с 1755 года было переведено 1559 ямщиков из Тобольского, Самарского и Демьяновского ямов.

(Продолжение следует)

 Информация из газеты «Ленинец» № 120 от 7 октября 1966 г., стр. 2.

 

© Венгеровский музей 2024