Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 9

П.М. Пономаренко «Отчий край Русские в Барабе»

 (Нач. в № 58, 61,67, 73, 85, 100, 103,109)

Бараба не имела таких природных богатств, какими располагали другие области и которые привлекали предприимчивых русских людей. Например, север был природной кладовой мягкого золота, а восток, в частности Алтай, в своих недрах хранил настоящее золото и другие ценные полезные металлы. Эти богатые земли в первую очередь заселяли и осваивали русские люди.

Во-вторых, главной причиной, отталкивающей русских от этой местности, были чрезвычайно суровые и нездоровые для людей и животных природные условия. «Едва ли есть что-либо подобное на всем земном шаре скверным барабинским болотам, - писал в 1860 г. ученый-путешественник Кастрен, - как по обширности, так и по злокачественности их испарений. Из этих болот ежегодно распространяются опустошительные заразы, поражающие без разбора и людей, и животных, истребляющие все стада, составляющие главное препятствие всякому возделыванию и благосостоянию». Учеными установлено, что Бараба является родиной страшной болезни – сибирской язвы.

Бесчисленные болота и солонцы с гниющей буйной растительностью были пристанищем и рассадником множества насекомых-паразитов, которые известны под общим названием «барабинский гнус». Действительно воздух был наполнен мириадами комаров, мошек, паутов, мух и других вредных насекомых, которые роились над землей и в буквальном смысле затмевали солнце.

Некто Ипполит Завалишин в книге «Описание Западной Сибири», изданной в 1865 году, пишет, что «если бы итальянский поэт средневековья Данте при написании «Божественной комедии» имел понятие о Барабе, то он бы включил барабинский гнус в число мучений своего Ада».

Не менее интересно рассказывает о природе Барабы и об «этом крылатом войске» археолог Чугунов: «Стоя на берегу озера Сарбалык, вечером на закате солнца, я, среди царившей тишины был поражен гулом, подобным гулу отдаленных мернодыщащих народов. И на вопрос: «Что за шум вдали?» -  получил не менее поразивший меня ответ: «комары».

В 18 и даже начале 19 века в печати не раз отмечалось, как природные условия пагубно сказывались на жизни людей. Так, майор Шмидт, строившийся тракт через Барабу в 1830 году, писал: «Бесчисленное множество разнородных оводов величиною в полвершка и более (вершок – старинная русская мера длины равная 4,44 см) среди бела дня затмевает свет и тучами покрывает людей и животных». Летние работы крестьян в поле в буквальном смысле превращались в страду. Газета «Сибирский вестник» за 1892 год сообщала: «Целые колонии русских крестьян, поселившихся было в этих местах, не вынесли непрерывной пытки и, прогнанные мошкой, ушли отсюда». Исследователь Жилинский даже в 1907 году писал, что «болотистая Бараба считалась с давних пор страною совершенно безнадежною, в смысле ее заселения».

В течение длительного времени после завоевания на огромном пространстве Барабы жили малочисленные племена татар, которые вели кочевой и полукочевой образ жизни. Основным их занятием была охота и рыбная ловля. Как подданные русского царя, они платили небольшой ясак «мягкой рухлядью» или иначе пушниной.

В «Чертежной книге Сибири», составленной Семеном Ремезовым, в 1701 году на территории Барабы не указано ни одного русского населённого пункта. А в 1719 году по ней проехал ученый-путешественник Бель, который отметил в 60 верстах от города Тара русскую деревню и отсутствие таковых до Чаусского острого на реке Обь (ныне с. Колывань).

Но продвижение русских на восток и освоение там новых территорий требовало надежных связей и путей сообщения с Россией. Если в летнее время перевозки людей и грузов осуществлялись водным путем по линии Иртыш – Обь, затем по правым притокам реки Томь и далее через валок на реку Енисей, то в зимнее время оставался единственный пусть через Барабу. Создание надежного пути, который бы связывал запад и восток Сибири, заставило царское правительство подумать о строительстве тракта.

Чтобы обезопасить дорогу и ясачных татар от нападений с юга, в 1722 году были построены Усть-Тартасский, Каинский и Убинский военные форпосты. Эти укрепления совместно с Чаусским острогом вели охрану южной границы владений русских в Барабе. В форпостах жили казаки без семей, сменявшиеся один раз в год. Усть-Тартасский форпост обеспечивался казаками из Тары, остальные – из Томска.

(Продолжение следует)

 

Информация из газеты «Ленинец» № 112 от 18 сентября 1966 г., стр. 2.

 

© Венгеровский музей 2025