Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 6

 П.М. Пономаренко

Отчий край

Легенды Барабы

 (Продолжение. Начало см. в № 58, 61,67, 73, 85) № 85 отсутствует в отделе архивной службы администрации Венгеровского района и Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко.

Древняя история, как говорят археологи, под слоем земли надежно укрыла свои тайны. Она с большим трудом раскрывает перед современниками страницы жизни народов и государств. Но пытливый разум человека все глубже проникает в её тайны, воскрешает события давно минувших дней, восстанавливает судьбы народов и государств.

Древняя история Барабы менее изучена, чем история других областей нашей страны. Курганы и Вознесенское городище раскапывались и изучались преимущественно в дореволюционное время, когда уровень науки был гораздо ниже современного. Многие интересные факты, установленные во время раскопок, остались неизученными и необобщёнными. Историю Березовой степи под многотонной толщей земли прочно хранят курганы.

Но они не единственные свидетели тех далеких лет. Есть еще и другие источники, которые проливают свет на древнюю историю нашего края – это устное народное творчество. Легенды Березовой степи, много веков передаваемые из поколения в поколение, донесли до нас интересные детали. Правда, народная фантазия перенасытила их всевозможными гиперболами и метафорами, ввела в действие сверхъестественные силы. Однако, отбросив вековой налет домыслов и фантазии, в каждой легенде можно отыскать отдельные факты или штрихи, которые точно подтверждают раскопки. Так изучение памятников старины и легенд помогает установить отдельные стороны жизни древних народов, некоторые события их бурной истории.

Особенно много легенд сложено о происхождении слова Бараба. Одна из них повествует о следующем.

В далёкие времена, в полуденной стороне жил некий старец Барам. Однажды, когда он после трудового дня прилег отдохнуть, ему приснился сон. К Бараму явился один из богов и сказал ему: «Иди, Барам, в полуночную сторону и найдёшь ты там страну, богатую пажитями, пушным зверем, птицей и рыбой. Поселись там, старец Барам и будешь счастлив ты твои потомки». Барам исполнил волю бога. Взял всех богов своих и весь народ свой, и все имущество свое, жен и детей и пошел в полуночную строну.

Длинным был путь, много трудностей в пути испытал Брам. Но боги вознаградили людей за лишения, привели их в богатые места, расположенные между Иртышом и Обью, Васюганьем и озером-морем Абышкан. Здесь и разбил свои юрты старец Барам. Долго жил здесь Барам со своими людьми, а когда настал его предсмертный час, он позвал своих сыновей Калема, Чоя, Угуя, Узуна, Туниса, Любара, Тураса, Каргала, Кирчака, Тереня и Барама и сказал им: «Разделите страну нашу на одиннадцать аймаков по числу вашему и да живут здесь одиннадцать колен наших».

И назвали дети страну свою по имени отца Барамой. А любимы сын Барама получил улус Барама, столицу отца своего, которая находилась в среднем в течении реки Оми.

Эта легенда интересна во многих отношениях. Прежде всего она указывает на то, что барабинские татары пришли с юга (с полуденной стороны) и что они были язычниками (у Барамы было много богов). Мусульманская религия среди татар, коренных жителей Барабы, утвердилась только в начале 19 века. В легенде реки и озера строго очерчивают географические границы Барабинской степи. И, наконец, на территории Барабы существовали 11 татарских аймаков (волостей). В частности, на территории Венгеровского района в конце 19 века были Тунусская, Туражская и Любейская волости.

Содержание второй легенды более поздней по созданию связывает происхождение слова Бараба с конкретными историческими событиями. Она говорит о том, что побеждённый Ермаком Кучум бежал сперва к туралинским татарам на Усть-Тару, а затем к оялинским татарам, а оттуда -  на реку Омь в город Тонтур, свою вторую резиденцию. Наемник Кучума, Буян-бей, с почётом принял своего повелителя и тотчас же отправил по разным аймакам гонцов.

По велению Кучума собрались все знатные татары Барабы. Хан обратился к ним с речью, в которой рассказал о своем бедственном положении, и просил оказать ему помощь или же в случае отказа принять его совет – перейти в подданство Бухары. Предложение хана не вызвало восторга у омских татар. Боясь прямо ответить отказом, толпа воскликнула: «Бараторбараман!» (Иди, мы придем!) Кучум, опасаясь коварства, стал снова убеждать присутствующих проследовать его совету, но толпа громче прежнего закричала: «Бараман,бараман!» (Придем,придем!) С этого времени все окрестные татары при встрече с омскими татарами стали называть их барама или барабы.

 

Информация из газеты «Ленинец» № 100 от 21 августа 1966 г., стр. 2.

© Венгеровский музей 2024