Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 5
П.М. Пономаренко
Отчий край
Курганное поле
(Продолжение. Нач. в № 58, 61,67, 73)
Материалы, полученные М.С. Чугуновым в результате раскопок курганов, заинтересовали советского археолога С.В. Киселева, который в своем труде «Древняя история Южной Сибири» сделал несколько замечаний по Усть-Тартасскому могильнику, сравнив его с алтайскими могильниками. Особое внимание он уделил ритуалу погребения.
Характерно, что в наших курганах совершенно отсутствуют кости лошадей, тогда как на Алтае они встречаются в каждом могильнике.
«Очевидно, - пишет Киселев, - тут отражается иное историческое положение, иная обстановка и связь». Однако племена, оставившие курганы в Барабинской степи, во многом приближаются к алтайским. Далее он говорит: «При различии размеров погребальных сооружений, когда на общем фоне небольших курганов резко выделяются большие с насыпью 35-38 метров в окружности и до трёх метров высотою (два таких было раскопано М.С. Чугуновым) археолог делает вывод, что «они отражают один процесс-сложение богатой и могущественной знати».
Раскапывались ли наши курганы до и после археолога Чугунова? Конечно, древние могильники привлекали внимание людей, и они, взяв в руки лопаты, устремлялись на курганное поле. Одних вела сюда страсть наживы, других – любопытство, третьих – любознательность.
Ещё до прихода в Барабу русских коренные жители барабинских степей занимались откапыванием курганных сокровищ. А позднее русские переселенцы, собравшись партиями в двести-триста человек, отправлялись на варварский грабеж древних могильников. Академик В.В. Радлов, исходя из собственных наблюдений, писал, что исследователь старины должен считать за счастье, если между сотнями могил, он встречает одну или две, наружный вид которых не носит следов прежнего вскрытия, и если ему удастся между десятком таких могил найти хоть одну, уцелевшую от разграбления.
Особенно много фактов самовольного вскрытия курганов на территории нашего района наблюдалось в дореволюционный период, когда памятники старины были брошены на произвол судьбы. Любители острых ощущений и бездельники из чиновничье-бюрократической среды, раскапывали курганы, надеясь поживиться золотом древних народов.
Большой вред курганам был причинен после того, как в конце прошлого века стала известна легенда о золотой карете хана Кучума, которую он якобы забыл в одном из курганов, отступая под натиском воинов русского царя. Два кургана в окрестностях села Вознесенка раскопал заседатель Сорокин, за деревней Новый Тартасс вел раскопки Асташевский, который якобы выкопал необычных размеров человеческий череп, копали курганы и местные жители.
Конечно, от таких раскопок ничего, кроме вреда, не получилось, разве только появились разноречивые, а порой и мифические рассказы о вышитом золотом кресте, золотой карете и прочих чудесах.
Кроме курганов, на территории нашего района имеется еще несколько памятников старины, которые относятся к более позднему периоду. Одним их них, довольно часто встречающимся в записках ученых путешественников и исследователей Барабы, является Вознесенское городище.
«Следы Тонтуры, при деревне сего названия, занимают полуостров, образуемый южной дугой Ома (имеется в виду река Омь). Татарское название означает город Тора. Сказывают, что оная была столицей некоего хана», - читаем у академика М. Фалька. Паллас, проезжавший Барабу в 1773 году, отмечает: «У Брызгалова зимовья находится при реке Оми лежащее селение, которое по довольно великой старой всей стране находящейся земляной крепости Тайтурой именуется». Упоминает и о нем М.С. Чугунов: «С Усть-Тартасским могильником в тесной связи стоит и «городок», расположенный подле села Вознесенского, … крестьяне зовут тонтурой или «за рвы» (за рвами)».
Во всех случаях речь идёт об археологическом памятнике, вошедшем в литературу под названием, как уже было сказано выше, Вознесенское городище. Оно расположено на высоком холме против села Вознесенка (Брызгалово зимовье, Тонтура – старые названия этого села).
Когда-то это городище находилось на правом берегу реки Омь, вдаваясь мысом к югу от Вознесенки, но около 1900 года река продолжила новое русло и размыла часть городища. Старое русло осталось старицей, которая проходит от Вознесенки до деревни Кузнецово.
(Продолжение следует.)
Информация из газеты «Ленинец» № 79 от 3 июля 1966 г., стр. 2.