Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 4

П.М. Пономаренко

Отчий край

Курганное поле

 

(Продолжение. Нач. в № 58, 61,67)

Археолог М.С. Чугунов отмечает, что в курганах человеческие кости были разбросаны в беспорядке по всей могиле среди пепла и углей. На многих костях обнаружены явные следы огня. И они принадлежали не одному, а многим субъектам. В связи с этим археологи предполагают, что в курганы были снесены для погребения останки людей, умерших в различное время. И это вполне закономерно. В летнее время захоронение умерших для древних не представляло проблемы, однако зимой, в период замерзания грунта, захоронение в грунт было невозможным. Поэтому они вынуждены были искать другие пути: длительное время хранить трупы или их сжигать, а летом, когда оттаивала земля, производить погребение.

Третий вид захоронения – так называемые впускные могилы. Вероятно, другие народы, сменившие древние племена, использовали курганы для своих захоронений. Обычно в таких могилах труп укладывался головой на юг или юго-запад. Строение найденных черепов говорило о том, что эти люди имели тюрко-монгольское происхождение. Это по всей видимости были предки тех татар, которых встретили русские при заселении Барабы.

Могильники под многометровой толщей земли еще хранят тайны древней истории. Но ищущая мысль людей, их любознательность приоткрывают завесу неизвестности, разгадывают то, что хранит в недрах земли история. Раскопки курганов дали много предметов, которыми пользовались древние жители Барабы. Например, в курганах Усть-Тартасского могильника археологи нашли золотую проволочную парчу, бронзовые стрелки, серьги, пряжки, ими был обнаружен беловато-серый диск с рукояткой из особого металлического сплава, похожий на зеркало, и золотые пришивные бляжки. Многие предметы, найденные в курганах, имеют не сибирское происхождение, были доставлены сюда из древнего Рима и других мест. Например, золотые пряжки по своей форме напоминают украшение римских патрициев.

Почти в каждом кургане обнаруживались осколки от обточенных каменных ядер, обтянутых истлевшим берестом. Археолог Чугунов установил, что эти ядра сделаны из древних пород и получены издалека, во всяком случае не с Алтая. Все предметы представляют собой смесь образцов древней культуры с образцами более позднего периода, которые обнаружены в подобных курганах на Украине и Алтае.

Много предметов древнего обихода обнаружено не только в курганах во время раскопок, но и на поверхности земли. В восьмидесятых годах прошлого столетия на пашне близ группы курганов был найден «бронзовый идол» (смотри снимок). Он мог быть украшением или талисманом, мог быть так же предметом религиозного обряда. На этом барельефе изображен летящий орел, который несет в могучих когтях человека. Обращают на себя внимание две примечательные детали – изображение головы орла и человека. У орла голова напоминает медвежью. Древний мастер, выполняя барельеф, изобразил голову хозяина сибирских лесов как олицетворение самого сильного и могучего зверя. Характерна и вторая деталь. Художник ясно показал, что орел с медвежьей головой. (Это говорит о сибирском происхождении «бронзового идола»). Орел несет не умершего, а живого человека. Это подтверждают открытые глаза жертвы орла.

Рисунок на барельефе перекликается с древнегреческим мифом о Зевсе и Адонисе. Главный бог Зевс, сидя на священной горе Олимп, увидел купающегося юношу Адониса. Бог воспылал к юноше страстью и послал за ним своего орла, который доставил на Олимп Адониса.

На крыльях орла, изображённого на барельефе, имеются отверстия, это ни что иное, как приспособление для подвешивания барельефа. Очевидно, этот предмет древний житель носил на шее как религиозный обрядовый атрибут.

В 1885 году жители села Туруновка рассказывали ученому И.Д. Черскому, что иногда во время полевых работ на своих полях они находят «громовые стрелы». Это ни что иное, как обработанные древними мастерами орудия каменного века. Возникновение курганов ученые относят к первым векам нашей эры, а изделия, найденные в них, к четвертому-третьему веку до нашего летоисчисления. Народ курганного племени вел не кочевой, а оседлый образ жизни, об этом говорит большое скопление курганов одной местности. Характерно, что курганы располагались на высоких гривах близ рек с большими заливными лугами или озер. Основным их занятием были рыбная ловля и скотоводство. Для связей между племенами использовались преимущественного водные пути.

Люди курганного племени были довольно высокого роста от 169 до 187 сантиметров, с развитой мускулатурой. Но, к какой расе они относились, окончательного выводы нет. На этот счет имеются различные суждения. Одни говорят, что эти люди – угрофины, предки хантов (или как их называли раньше - остяки). Другие утверждают, что это хакасы (тюрки), рослые, рыжеволосые, голубоглазые люди. Мужчины носили в ушах кольца. Жили племена в избах, крытых древесной корой. Умерших они сжигали, а спустя год, погребали золу и кости. А по мнению русского ученого тюрколога В.В. Радлова, первобытные обитатели степей Западной Сибири не были ни монголами, ни тюрками, ни угросамоедами, и трудно сказать, принадлежали они к белокурым финам или первобытным славянам.

(Продолжение следует.)

 

Информация из газеты «Ленинец» № 73 от 19 июня 1966 г., стр. 2.

© Венгеровский музей 2024