Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 3
П.М. Пономаренко
Отчий край
Курганное поле
(Продолжение. Нач. в № 58, 61)
Центром древнего погребения является курганное поле, расположенное по московскому тракту, между селами Венгерово и Туруновка. Археологи назвали это место Усть-Тартасским могильником. С запада на восток по тракту протянулся он на пять с лишним километров, а с севера на юг около двух. На этой площади примерно в десять квадратных километров располагается 122 кургана.
Один путешественник прошлого века выразил свое впечатление от смотра Усть-Тартасского курганного поля: «Могильник представляет из дали вид возвышенной равнины, усеянной группами кигизских юрт, как большой аул».
В последнем десятилетии прошлого столетия два больших, четыре средних и семь маленьких курганов-могильников были раскопаны. Исследовал эти древние захоронения томский археолог М.С. Чугунов. Каковы результаты раскопок, о чем рассказали эти древние могильники людям, какие они раскрыли тайны?
В результате раскопок было установлено, что курган – не простой холм, насыпанный из земли, а земляное сооружение очень сложной архитектуры. Это как раз и сделало курганы вечными, устойчивыми к размытию водой и выветриванию. Обычный насыпной холм из земли разрушается, сравнивается с поверхностью земли за каких-нибудь тридцать-сорок лет, а курганы возвышаются над Березовой степью много веков.
Устойчивость курганов объясняется тем, что они, как египетские пирамиды, сложены из отдельных блоков, только разница в том, что блоки пирамиды каменные, а у наших курганов нарезаны из черноземного дерна. Причем уместно будет отметить очень важную деталь: дерновые блоки укладывались не беспорядочно, а в строгой последовательности, подобно тому, как укладывается кирпич в стены современных зданий. Следовательно, разрушить курган также трудно, как и стену здания. Архитектура отдельных курганов, как отмечает М.С. Чугунов, настолько сложна, что затрудняла их раскопку и исследование. Чтобы определить все детали сооружения, восстановить схему размещения блоков в теле кургана, требуется послойное тщательное вскрытие этих древних могильников сверху до низу, а археолог пользовался только методом вертикальных разрезов.
Из приведенных примеров напрашивается вывод, что древние племена, населяющие наш район, располагали определенным кругом знаний и навыков в строительном деле. Перемещение массы земляных блоков, их архитектурная кладка стали возможны благодаря умению древних мастеров. Почему могильники воздвигались именно от земли? Ответ очень прост. Бараба не имела не имеет других, кроме дерева и земли строительных материалов. Кроме того, сооружение земляных курганов требовало менее совершенных орудий труда. В недолговечности сооружений из дерева люди убеждались на опыте, а надмогильные курганы должны были донести, по их замыслу, будущим поколениям славу и величие предков. Одним словом, можно с полным основанием сказать, что древний народ был трудолюбив и подготовлен к созданию таких сооружений. Напрашивается и вторая мысль: племя, оставившее после себя курганы, было многочисленным. Если допустить, что курганы сооружались только знатным людям – вождям и полководцам, и учесть, что на территории Барабы 700 погребений, то получается, что семьсот вождей и других знатных вождей, и других знатных людей могло быть у племени, которое насчитывало десятки тысяч человек.
Раскопки курганов позволили установить три вида захоронения; целыми трупами, захоронение с золой и пеплом. Какой из них более древний – установить трудно, тем более это невозможно было сделать в период раскопок 70-80 лет назад. Решение загадки обряда захоронения позволит пролить свет на быт народа, установить уровень развития его культуры, а изучение останков даст ответ на вопрос, какой народности принадлежали эти племена.
(Продолжение следует.)
Информация из газеты «Ленинец» № 67 от 5 июня 1966 г., стр. 2.