Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 2
П.М. Пономаренко
Отчий край
Курганное поле
(Продолжение. Нач. в № 58)
У каждой местности есть своё лицо, вой облик, свои особенные черты, которые делают ее неповторимой, оригинальной, запоминающейся на долгие годы. Когда мы говорим о Кыштовском районе, в нашем сознании возникают дремучие леса и величавая Тара, плавная и спокойная, как характер таежника, катящая свои воды в черемуховом ложе. Чановский район знаменит широким, как море, озером Чаны. Есть такие особенности и в нашем районе. Он раскинулся между лесным севером и степным югом. Его лицо делают зеркальные чаши озер, колыхающиеся на ветру золотистые массивы хлебов, широкие темно-зеленые просторы заливных лугов. Но наиболее характерным, оставляющим в душе каждого неизгладимы след, является московский тракт, Владимирка, дорога горя и слез, и древние курганы - памятники далекой старины, которые много столетий возвышаются над березовой степью, каждый год одеваются шелковистым ковром трав и с величайшим спокойствием и невозмутимостью взирают на пролетающие над их седыми ковыльными вершинами вереницы веков, проходящие мимо поколения людей. Не трогают этих гигантов ни грозы, ни бури. Они стоят, напоминая людям о глубокой старине.
Каждое поколение людей оставляют свой след на земле: одни прославляют своё имя созиданием, творением своих рук, другие оставляют после себя руины, печальные следы воровства и жестокости. Поколения сменили друг друга, мелькали века и тысячелетия - человечество сменило каменные орудия на бронзовые и железные. Но время все-таки доносит до нас предметы материальной культуры наших предков, по которым, как по книги перелистывая каменные страницы, мы узнаем, чем жил народ, открываем завесу времени, заглядываем в мир, отдельный от нас многими столетия ми и даже тысячами лет. Что же сохранило время на территории Барабы, какие памятники глубокой старины дошли до наших дней, о чем они рассказывают нашим современникам. За ответами на эти вопросы не следует ходить далеко. Памятники старины расположены рядом, и они многое могут рассказать людям. Почти по всей территории района, исключая ее северо-восточную часть, группами и в одиночку, преимущественно на высоких гривах, воз
Возвышаются над полями и озерами высокие земляные холмы. Это курганы, надмогильные памятники древних погребений, молчаливые свидетели древней истории. Курганы, как и высокое таинственное и непонятное, с давних пор волновали воображение местных жителей. Их покоряла грандиозность выполненных работ. Люди сравнивали свои возможности с этими сооружениями и удивлялись, как могли древние жители Барабы, не располагая ни железными лопатами, ни хотя бы современной телегой, переместить такую массу земли. Даже неточные подсчёты дают в итоге большую цифру: в одном кургане уложено около 36 тыс. кубических метров грунта. При этой мысли невольно вспоминаются египетские пирамиды. Конечно, наши курганы уступают пирамидам в размерах и в объёме выполненных работ, но ясно, что назначение этих памятников старины одно и на их создание затрачен колоссальный труд.
Объяснение тайны курганов люди искали в домысле, создавали о них легенды. Одна из этих легенд повествует следующее. В давние времена, когда территория Барабы представляла из себя голую степь, без привычных нам березовых рощ, здесь жило многочисленное племя, которому люди дали название чудь. Они пасли стада, ловили в озерах рыбу, воевали с соседними племенами. Жили эти люди в землянка, на крышах которых была насыпана масса земли. Но вот в Барабе появилось совершенно новое невиданное дерево – белоствольная береза. Это вызвало панику среди племен. Жрецы предсказали, что появление белого дерева знаменует вторжение в пределы Барабы такого же белого народа, который покорит племена, превратит всех в рабов. Свободный народ не хотел потерять свою волю. На общем совете вождей было решено подрубить опоры хижин, похоронить себя под толщей земли. Так по преданию древние жители Березовой степи рабству предпочли смерть. А на месте их жилищ остались огромные курганы, перешагнувшие через века в наши дни.
Таких курганов, различных по размерам на территории Венгеровского района зарегистрировано более 250, а в западной Барабе (западнее Куйбышева) их встречается около 700.
(Продолжение следует)
Информация из газеты «Ленинец» № 61 от 22 мая 1966 г., стр. 2.